РЕАЛИЗМ.ИСТОРИЯ. УРОКИ.

РЕАЛИЗМ (от лат. realis — вещественный) —художественный метод в искусстве и литературе. История Р. в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

Однако понятие правды, истины — одно из наиболее трудных в эстетике. Так, например, теоретик французского классицизма Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать природе». Но и ярый противник классицизма романтик Гюго со своей стороны убеждал «советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением, которое так же есть истина и природа». Таким образом, оба защищали «истину» и «природу», но ни тот, ни другой не были реалистами.

Определение Ф. Энгельса: «...реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Маркc К., Эн гельсФ. Соч., т. 37, с. 35) — непосредственно относится к литературе XIX века и имеет в виду конкретно-исторический метод, который мы теперь называем методом критическою Р. Вместе с тем оно является важным ориентиром при общей характеристике Р. как метода. Главное здесь в том, что в центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. При этом, изображая эти закономерности, Р. не отрывается от реальной почвы, с наибольшей полнотой отбирает присущие жизни черш и тем самым обогащает читателя знанием жизни, выполняет познавательные задачи. Как отмечал К. Маркс, английские реалисты XIX века Диккенс, Теккерей и др. открыли миру «...больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые» (Маркс К., Энгельс Ф т 10 с. 648).

Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — все это связано с углом зрения художника на жизнь, а это, в свою очередь, зависит от его мировоззрения, от умения уловить передовые движения эпохи. Стремление к объективности нередко заставляет художника изображать реальную расстановку сил в обществе даже вопреки собственным политическим предрассудкам.

Конкретные особенности Р. зависят от тех исторических условий, в которых развивается искусство. Национально-исторические обстоятельства определяют и неравномерность развития Р. в разных странах.

Р. не есть нечто раз навсегда данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития.

В науке нет единого мнения о начальном периоде Р. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным эпохам: говорят о Р. наскальных рисунков первобытных людей, о Р. античной скульптуры. В истории мировой литературы многие черты Р. обнаруживаются в произведениях древнего мира и раннего средневековья (в народном эпосе, например, в русских былинах; в летописях). Однако формирование Р. как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения), которую Ф. Энгельс рассматривал как «величайший прогрессивный переворот». Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло отражение в лирике Петрарки, романах Рабле и Сервантеса, в трагедиях и комедиях Шекспира. После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек это «сосуд греха», и призывали к смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее создание природы, стремясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для Р. Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет, король Лир), поэтизация человеческой личности, способности ее к большому чувству (как в «Ромео и Джульетте») и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей косными силами.

Следующий этап в развитии Р — просветительский (см. Просвещение], когда литература становится (на Западе) орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции. Среди просветителей были сторонники классицизма, на их творчество оказывали влияние и другие методы и стили. Но в XVIII веке складывается (в Европе) и так называемый просветительский Р., теоретиками которого были Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Даниель Дефо, автор «Робинзона Крузо» (1719). В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии Бомарше, Луиза Миллер в трагедии «Коварство и любовь» Шиллера, образы крестьян у Радищева). Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых феодальных порядках и обычаях) Из этого они исходили и в изображении человеческого характера, их положительные герои — это прежде всего воплощение разума, отрицательные — отступление от нормы, порождение неразумия, варварства прежних времен.

Р. Просвещения часто допускал условность Так, обстоятельства в романе и драме не обязательно были типичными. Они могли быть условными, как в эксперименте: «допустим, что человек оказался на необитаемом острове...» При этом Дефо рисует поведение Робинзона не таким, каким оно могло быть на самом деле (прототип его романа одичал, даже утратил членораздельную речь), а таким, каким он хочет представить человека, во всеоружии его физических и умственных сил, как героя, победителя сил природы. Так же условен и Фауст у Гете, показанный в борьбе за утверждение высоких идеалов. Черты известной условности отличают и комедию Фонвизина «Недоросль».

Новый тип Р. складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России — А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Критический Р. по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический Р. поэтому одновременно становится психологическим В подготовке этого качества Р. большую роль сыграл романтизм (см.), стремившийся проникнуть в тайны человеческого «я».

Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом Р. XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом.

Подъем в странах Запада рабочего движения, формирование в 40-х годах XIX века марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата. В Р. таких писателей, как Веерт, Моррис, автор «Интернационала» Потье, намечаются новые черты, предвосхищающие художественные открытия социалистического Р.

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития Р. Во второй половине века художественные завоевания Р. выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание

Богатство и многообразие русского реализма XIX века позволяют говорить о разных его формах

Формирование его связано с именем Пушкина который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы на родной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской культуры Пушкин как бы наверстывает ее прежнее отставание, прокладывая новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни титанам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критическою Р, развитого в творчестве Гоголя и — за ним — в так называемой натуральной школе.

Выступление в 60 е годы революционных демократов во главе с Н. Чернышевским придает новые черты русскому критическому Р. (революционный характер критики, образы новых людей)

Особое место в истории русского Р. принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение. Их психологическое мастерство проникновение в «диалектику души» открывали путь художествснным исканиям писателей XX века. Р. в XX веке по всем мире несет на себе отпечаток эстетических открытии Толстого и Достоевского.

Нарастание русского освободительного движения которое к концу века переносит с Запада в Россию центр мировой революционной борьбы, приводит к тому, что творчество великих русских реалистов становится как сказан В. И. Ленин о Л. Толстом «зеркалом русской революции» по своему объективному историческому содержанию, при всех различиях их идейных позиции

Творческий размах русского социального Р. сказывается в жанровом богатстве, особенно в области романа философско- исторического (Л. Толстой), революционно-публицистического (Н. Чернышевский), бытового (И. Гончаров), сатирического (М. Салтыков- Щедрин), психологического (Ф. Доетоевский, Л. Толстой). К концу века новатором в жанре реалистического рассказа и своеобразной «лирической драмы» выступает А. Чехов

Важно подчеркнуть, что русский Р. XIX века не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса. Это было началом эпохи, когда, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, «плоды духовной деятельности отдельных нации становятся общим достоянием» (Маркс К.Энгельс Ф. Соч. т. 4, с. 428)

Достоевский отмечал как одну из особенностей русской литературы ее «способность к всемирности, всечеловечности, все отклика». Здесь речь идет не столько о западных влияниях, сколько об органическом развитии в русле европейской культуры ее многовековых традиций.

В начале XX века появление пьес М.Горькою «Мещане», «На дне» и в особенности романа «Мать» (а на Западе романа М. А. Нексе «Пеле- завоеватель») свидетельствует о на чале формирования социалистического Р. В 20-х годах крупными успехами заявляет о себе советская литература, а в начале 30-х годов во многих капиталистических странах возникает литература революционного пролетариата. Литература социалистического Р. становится важным фактором мирового литературного развития. При этом следует отметить, что советская литература в целом сохраняет больше связей с художественным опытом XIX века, чем литература на Западе (в том числе и социалистическая)

Начало всеобщего кризиса капитализма, две мировые войны, ускорение революционного процесса во всем мире под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции и существования Советского Союза, а после 1945 года — образование мировой системы социализма — все это существенно сказалось на судьбах Р.

Критический Р , продолжавший развиваться в русской литературе до Октября (И Бунин, А Куприн) и на Западе, в XX веке получил дальнейшее развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом Р. XX века на Западе более свободно усваиваются и перекрещиваются самые различные влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX века (символизма, импрессионизма, экспрессионизма), что, конечно, не исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики

Примерно с 20-х годов в литературах Запада сказывается тенденция к углубленному психологизму, передаче «потока сознания». Возникает так называемый интеллектульный роман Т. Манна; приобретает особое значение подтекст , например, у Хемингуэя. Эта сосредоточенность на личности и ее духовном мире в критическом Р. Запада существенно ослабляет его эпическую широту. Эпическая масштабность в XX веке составляет заслугу писателей социалистического реализма («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс).

В отличие от реалистов XIX века писатели XX века чаще прибегают к фантастике (А. Франс, К Чапек), к условности (например, из социалистических писателей — Б. Брехт), создавая романы-притчи и драмы-притчи. Одновременно в Р. XX века торжествует документ, факт. Документальные произведения появляются в разных странах, как в рамках критического Р., так и социалистического.

Так, оставаясь документальными, являются произведениями большого обобщающего смысла автобиографические книги Э. Хемингуэя, Ш. О’ Кейси, И. Бехера, такие классические книги социалистического Р , как «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика и «Молодая гвардия» А. Фадеева.

В сложных идеологических условиях капиталистического Запада, когда книжный рынок захвачен массовой литературой, утверждающей мораль общества собственников, Р. отстаивает себя в борьбе против всякого рода враждебных ему эстетических принципов.

История Р. продолжается, и в авангарде борьбы за Р. идут художники, отдающие свой талант делу борьбы за идеалы социализма и коммунизма.