Уроки 50-51

Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие.

Цель урока: обзор цикла, именуемого «Петербургские повести», «Шинели» как центральная повесть цикла, тема «маленького человека» в повести, обучение монологической речи, составлению аналитических вопросов.

Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия.

В. Набоков.

Ход урока.

I. Слово учителя. Комментарий.

«Шинель» Гоголя — гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этом рассказе лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный — не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое «заставляет задуматься», не поймут, о чем же написана «Шинель». Это слова В. Набокова. Как вы думаетe почему они были сказаны?

- Как вы понимаете слова иррациональное, абсурд? Внезапное смещение рациональной жизненной плоскости может быть осуществлено различными способами, и каждый великий писатель делает по по-своему. Гоголь добивался его комбинацией двух движений: рывка и парения. Представьте себе люк, который открылся у вас под ногами с нелепой внезапностью, и лирический порыв, который вас вознес, а потом уронил в соседнюю дыру. Абсурд был любимой музой Гоголя. У абсурдного столько же оттенков и степеней, сколько у трагического, — более того, у Гоголя оно граничит с трагическим. Было бы неправильно утверждать, будто Гоголь ставит своих персонажей в абсурдные положения. Вы не можете поставить человека в абсурдное положение, если весь мир, в котором он живет, абсурден; не можете, если подразумевать под словом «абсурдный» нечто, вызывающее смешок или пожатие плеч.

В чем же абсурд Гоголевской «Шипели»?

Здесь абсурд - нечто, вызывающее жалость, положение, в котором находится человек, все, что в менее уродливом мире связано с самыми высокими стремлениями человека, с глубочайшими его страданиями, с самыми сильными страстями, — тогда возникает нужная брешь, и жалкое существо, затерянное в кошмарном, безответственном гоголевском мире, становится «абсурдным». Абсурд в самом мире.

- В чем абсурдность Акакия Акакиевича?

На крышке табакерки у портного был «портрет какого-то генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». Boт так и с абсурдностью Акакия Акакиевича Башмачкина. Мы и не ожидали, что среди круговорота масок одна из них окажется подлинным лицом или хотя бы тем местом, где должно находиться лицо. Акакий Акакиевич абсурден потому, что он трагичен, потому, что он человек, и потому, что он был порожден теми самыми силами, которые находятся в таком контрасте с его человечностью.

- Так что же собой представляет тот странный мир, проблески которого мы ловим в разрывах невинных с виду фраз?

В чем-то он подлинный, но нам кажется донельзя абсурдным, так нам привычны декорации, которые его прикрывают. Вот из этих проблесков и проступает главный персонаж «Шинели», робкий маленький чиновник, и олицетворяет дух этого тайного, но подлинного мира, который прорывается сквозь стиль Гоголя. Он, этот робкий маленький чиновник, — призрак, гость из каких-то трагических глубин, который ненароком принял личину мелкого чиновника. Русские прогрессивные критики почувствовали в нем образ человека угнетенного, униженного, и вся повесть поразила их своим социальным обличением. Но повесть гораздо значительнее этого. Провалы и зияния в ткани гоголевского стиля соответствуют разрывам в ткани самой жизни. Что-то очень дурно устроено в мире, а люди — просто тихо помешанные, они стремятся к цели, которая кажется им очень важной, в то время как абсурдно-логическая сила удерживает их за никому не нужными занятиями — вот истинная «идея» повести. В мире тщеты, тщетного смирения и тщетного господства высшая степень того, чего могут достичь страсть, желание, творческий импульс — это новая шинель, перед которой преклонят колени и портные и заказчики. Мир этот есть, и он исключает все, что может его разрушить, поэтому всякое усовершенствование, всякая борьба, всякая нравственная цель или усилие ее достичь так же немыслимы, как изменение звездной орбиты.

- В чем сюжет «Шинели»?

Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у нею снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и ею привидение бродит по городу.

- Это фабула, а подлинный сюжет?

Подлинный сюжет в стиле, во внутренней структуре этого анекдота. Для того чтобы по достоинству его оценить, надо произвести нечто вроде умственного сальто, отвергнуть привычную шкалу литературных ценности и последовать за автором по пуги его сверхчеловеческого воображения. Мир Гоголя сродни таким концепциям в современной физике, как –«Вселенная — гармошка» или «Вселенная — взрыв»; он не похож на спокойно вращавшиеся, подобно часовому механизму, миры. Искусство Гоголя, открывшееся нам в «Шинели», показывает, что параллельные линии могут не только встретиться, но могут извиваться и перепутываться самым причудливым образом, как колеблются, изгибаясь при малейшей ряби, две колонны, отраженные в воде. Гений Гоголя — это и есть та самая рябь на воде; дважды два будет пять, если не квадратный корень из пяти, и в мире Гоголя все это происходит естественно, там ни нашей рассудочной математики.

Процесс одевания, которому предается Акакий Акакиевич, шитье и облачение в шинель на самом деле — его разоблачение, постепенный возврат к полной наготе его же призрака. С самого начала повести он тренируется для своего сверхъестественного прыжка в высоту, и такие безобидные с виду подробности, как хождение на цыпочках по улице, чтобы сберечь башмаки, или его смятение, когда он не знает, где находится — посреди улицы или на середине фразы, — все эти детали постепенно растворяют чиновника Акакия Акакиевича, и в конце повести его призрак кажется самой осязаемой, самой реальной ипостасью его существа.

Поток «неуместных» подробностей (таких, как невозмутимое допущение, что «взрослые поросята» обычно случаются в частных домах) производит гипнотическое действие, так что почти упускаешь из виду одну простую вещь (и в этом-то вся красота финального аккорда). Гоголем намеренно замаскирована самая важная информация, главная композиционная идея повести (ведь всякая реальность — это маска). Человек, которого приняли за бесшинельный призрак Акакия Акакиевича — ведь это человек, укравший у него шинель. Но призрак Акакия Акакиевича существовал только благодаря отсутствию у него шинели, а вот теперь полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была его антитезой, — человека, укравшего шинель.

И вот, если подвести итог, рассказ развивается так: бормотание, бормотание, лирический всплеск, бормотание, лирический всплеск, бормотание, лирический всплеск, бормотание фантастическая кульминация, бормотание, бормотание и возвращение в хаос, их которого все возникло.

II. Реализация домашнего задания - прослушивание материалов, самостоятельно подготовленных учащимися в группах.

В ходе работы учащиеся ведут записи, в которых должно быть отражено следующее:

III. Беседа.

Что привлекло в цикле «Петербургских повестей»?

Почему повесть «Шинель», по мнению исследователей, занимает в повести особое, центральное место?

IV. Аналитическая работа с текстом повести «Шинель».

Для работы оформляется таблица, левая часть которой заполняется совместно, а правая - самостоятельно (с дополнениями после обсуждения).

Вопросы для анализа

Комментарии

1.Какова главная тема повести «Шинель»?

1. Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни.

2 Как подчеркивался типичность героя и ситуации?

2. «... служил одном департаменте», «когда и в какое время он поступил в департамент, этого никто не мог припомнить», «один чиновник...».

3. Какая личность перед нами?

3. Живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни - в переписывании бумаг..

4. Чем стала для него идея приобретения шинели?

4. Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием.

5. В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

5. Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.

6. С какой целью вводится фантастический финал?

6. Гоголь стремился вызвать у читателя чувство протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.

7. Какой тип «маленькою человека» воплотился в Башмачкипе?

7. Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно «стертая» личность, что при явно выраженном сочувствии автора к «маленькому человеку» не исключает трезвого подхода к проблеме.

V. Составление связного текста - анализа повести «Шинель» с использованием опорного материала.

Домашнее задание.

1. Аналитическое чтение 1-6 глав поэмы «Мерные души». Задание: определить, чем похожи главы, повествующие о посещении Чичиковым помещиков.

2. Индивидуальное задание- история создания поэмы «мертвые души».