Курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что перестало восприниматься как проблема. Основные усилия, предпринимаемые сегодня, направлены на профилактику алкоголизма и наркомании - химических зависимостей, приносящих человеку и обществу более ощутимый вред. Однако профилактика курения не менее важна, так как людей некурящих среди злоупотребляющих алкоголем и наркозависимых единицы (а может, и нет вовсе). При этом курить обычно начинают раньше, а механизмы вовлечения в табакокурение те же, что и при алкоголизме и наркомании.
Курение среди учащихся нашей школы также распространено, хотя принимаются меры по пресечению, в основном, принудительного характера: наказания в виде вызова к директору, вызов родителей в школу, постановка на внутришкольный учет. Также проводятся беседы, тематические классные часы, встречи с медиками, одноразовые акции. Но количество курящих не уменьшается, и это показывает, что проводимые мероприятия малоэффективны.
1. создание некурящей школы: предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения.
2. формирование осознанного отношения к курению, сопротивление социальному давлению
3. развитие сплоченности, позитивных отношений в классе.
Задачи:
1. поддерживать интерес ребят к соревнованию разными способами.
2. научить брать ответственность на себя, контролировать себя самим, открыто обсуждать проблемы.
Опрос учащихся 6-11-х классов нашей школы дал следующую картину: если в 6-7-х классах курят единицы, то в 10-11-х курят больше
По результатам ответов на вопрос: " Почему Вы начали курить?", была построена следующая диаграмма:
Отношение к курению у большинства учащихся отрицательное, даже у самих курящих.
Профилактическое мероприятие – презентация слайдов о вреде курения – повлияло на учащихся следующим образом:
Что представляет собой соревнование классов, свободных от курения?
Соревнование организуется для учащихся 6-х и 7-х классов..
Организуя соревнование, мы стремимся предупредить или отсрочить начало курения и препятствовать регулярному употреблению табака, создать положительное представление о некурении среди молодежи, подчеркнуть, что здоровый образ жизни важен и ценен.
Цели достигаются с помощью создания положительного социального опыта (опыт доверительных демократических отношений в группе), оказания социальной поддержки и развития самоконтроля. Учащиеся сами оценивают свою конкурентоспособность во время всего соревнования и поддерживают других до конца соревнования. Благодаря активному включению в обучение участники осознают причины, которые побудили их начать курить, употреблять алкоголь, наркотики, учатся осуществлять собственный выбор, ощущают себя полноправными членами общества.
Система поддерживающих мероприятий направлена на реализацию идеи создания некурящего общества. Таким образом, молодой человек получает опыт участия в создании здорового окружения и чувствует, что общество хочет использовать положительные ресурсы молодых. Молодой человек не только является объектом кампаний за здоровый образ жизни, но и равноправным участником, имеющим возможность влиять на принятие решений.
Такие результаты становятся возможными благодаря принципам, по которым построен и реализуется проект.
Ответственность. Ответственность ученика, а не учителя.
Доверие. Куратор (учитель) не контролирует, а поддерживает.
Открытость. Трудности не скрываются, а разрешаются.
Реализация данных принципов позволяет подросткам: взять на себя ответственность за свое здоровье, за свою жизнь; иметь свободу выбора (курить — не курить) при полной осведомленности; приобрести опыт построения демократических взаимоотношений; осознать механизмы преодоления трудностей, разрешения проблем. И тем самым противостоять причинам табакокурения.
Условия соревнования
Школьный класс могут принять участие в соревновании, если все ученики класса или все члены группы согласятся выполнять правила соревнования и пришлют заявку в конкурсный комитет.
-
Класс принимает решение не курить в течение срока соревнования. Не разрешается курить ни в свободное время, ни на каникулах, ни в выходные.
- Каждый учащийся подписывает коллективное обязательство и обещает не курить и вести здоровый образ жизни.
- Обязательство также подписывается родителями или взрослыми, замещающими родителей.
- На обязательство ставится печать школы или организации, внутри которых существует данная подростковая группа.
- Каждый класс выбирает себе куратора, который будет поддерживать учащихся в соревновании, помогать контактировать с конкурсным комитетом. Куратором может быть любой человек (учитель, родитель, старшеклассник и т.д.), пользующийся доверием класса.
- Во время соревнования учащийся класса самостоятельно отслеживает ситуацию. Еженедельно обсуждается готовность и способность продолжать соревнование, возникшие трудности и достигнутые успехи.
- Если кто-то закурил, класс или группа решает, что делать дальше. Если кто-нибудь выкурил, например, одну сигарету, но обещает больше не курить, класс решает, будет ли этот ученик продолжать участие в соревновании. Если нет, то класс может исключить этого ученика из соревнования. Регулярное курение недопустимо. Класс считается участвующим в соревновании, пока не курят 90% всех учеников класса или членов группы, подписавших коллективное обязательство.
- Класс сам контролирует некурение своих учеников. Раз в месяц класс собирается для подведения итогов и заполняет ежемесячный бланк подтверждения участия. Если кто-то закурил, он выбывает из соревнования.
Соревнование будет проходить в несколько этапов, включающих различные «дистанции»:
-
этап первый – мораторий на курение в классе в течение трех месяцев (март – май);
- этап второй – мораторий на курение в классе в течение первого учебного полугодия (сентябрь – декабрь);
- этап третий – мораторий на курение в классе в течение второго учебного полугодия (январь – июнь);
В рамках соревнования классов, свободных от курения, будет проводиться три конкурса:
конкурс сочинений на тему «Суд над сигаретой» (в комитет присылается 1—2 сочинения от группы или коллективное сочинение);
конкурс «Конвенция о правах некурящих» (коллективная работа);
конкурс «Логотип класса, свободного от курения».
Победители конкурсов получат призы.
Все классы, дошедшие до финала, получают сертификаты и право участвовать в призовой лотерее.
Преимущественное право на участие в розыгрыше призов принесут классу или группе очки, полученные в результате участия в конкурсах, и очки за отчеты об акциях против курения, проводимых в школе во время соревнования.