КЛАССИЦИЗМ В РОССИИ.

(литературные формы)

Основное свойство — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».

Черты:

Строгая иерархия жанров

Высокие

Низкие

В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи

Трагедия, эпопея, ода

в них осваивалась повседневная жизнь обычных людей

Комедия, сатира, басня

Смешение высокого и низкого не допускается.

Ведущий жанр трагедия

Появился в России в 30-х гг. XVIII в. (АД. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов).

Особенности русского классицизма:

- сатирическая направленность (активное развитие низких жанров);

- преобладание национально-исторической тематики (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.)

- преимущественное развитие жанров оды (М. В. Ломоносов, Г.Р.Державин) и поэмы (М.М.Херасков, В.К.Тредиаковский). 

Литературные формы

Эпос

Поэма крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом 

М. М. Херасков «Чесменский бой»,

В. К..Тредиаковский «Феоптпия»

Баснякороткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью нравоучением Басни А.П.Сумарокова, Н И.Н.Хемницера, И. Н. Дмитриева
Идиллияпрактически не развивалась  

Лирика

Ода стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события

Оды М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина 

Сатира обличительный жанр лирики А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин

Драма

Трагедия — драматургический жанр, в основе которого неразрешимый конфликт, предопределяющий трагический финал (действующие лица — герои). Наиболее характерный конфликт для классицизма — конфликт долга и чести. Героический пафос

Комедия произведение, противопоставленное трагедии: в нем действуют представители низших сословий; характеры, ситуации и действия представляются в смешной форме; предопределен счастливый финал

А. П. Сумароков «Дмитрий Самозванец*, Я.Б.Княжнин * Вадим

 

 

 

 

 

Комическая опера основана на смешном недоразумении Д. Н. Фонвизин «Бригадир», «Недоросль»