(литературные формы)
Основное свойство — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.
В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».
Черты:
культ разума;
художественное произведение организуется как искусственное,
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
подчеркивается объективность повествования;
активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Строгая иерархия жанров
Высокие |
Низкие |
В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи Трагедия, эпопея, ода |
в них осваивалась повседневная жизнь обычных людейКомедия, сатира, басня |
Смешение высокого и низкого не допускается.
Ведущий жанр
— трагедияПоявился в России в 30-х гг.
XVIII в. (АД. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов).Особенности русского классицизма:
- сатирическая направленность (активное развитие низких жанров);
-
преобладание национально-исторической тематики (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.)-
преимущественное развитие жанров оды (М. В. Ломоносов, Г.Р.Державин) и поэмы (М.М.Херасков, В.К.Тредиаковский).Литературные формы
Эпос |
|
Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом |
М. М. Херасков «Чесменский бой», В. К..Тредиаковский «Феоптпия» |
Басня — короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью нравоучением | Басни А.П.Сумарокова, Н И.Н.Хемницера, И. Н. Дмитриева |
Идиллия — практически не развивалась | |
Лирика |
|
Ода — стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события |
Оды М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина |
Сатира — обличительный жанр лирики | А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин |
Драма |
|
Трагедия — драматургический жанр, в основе которого неразрешимый конфликт, предопределяющий трагический финал (действующие лица — герои). Наиболее характерный конфликт для классицизма — конфликт долга и чести. Героический пафосКомедия — произведение, противопоставленное трагедии: в нем действуют представители низших сословий; характеры, ситуации и действия представляются в смешной форме; предопределен счастливый финал |
А. П. Сумароков «Дмитрий Самозванец*, Я.Б.Княжнин * Вадим
|
Комическая опера — основана на смешном недоразумении |
Д. Н. Фонвизин «Бригадир»,
«Недоросль»
|