Реализм в России

(литературные формы)

Основное свойствопосредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Черты:

  1. стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

  2. тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;

  3. универсальность в изображении человека;

  4. социальный и психологический детерминизм;

  5. историческая точка зрения на жизнь.

Ведущий критерий художественностиверность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.

Задача писателя-реалиста —

«...стараться не только уловить жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов — и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши».

И. С. Тургенев

Появился в России в XIX в. Стремительное развитие и особый динамизм.

Этапы развития:

  1. просветительский реализм (Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А. Н. Радищев, молодой И. А. Крылов);

  2. «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов);

  3. критический реализм — обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А.Гончаров, И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А. Н. Островский и др.);

  4. социалистический реализм — проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).

Оосбенности русского реализма:

Призма художественного внимания

реализма

романтизма

натурализма

Воссоздание жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах

Пересоздание действительности с целью уловить возникающие, но не устоявшиеся закономерности

Эмпирическое воспроизведение жизни вне каких-либо закономерносте

Эволюция реализма (XIX-XX в.):

традиции и тенденции

Синкретический реализм (1-я половина XIX в.)

А.С.Пушкин

А.С.Грибоедов

У Пушкина, этого отца русского сикусства, в слове было два прямых наследника – Лермонтов и Гоголь, породившие целую плеяду нас, деятелей 40-50-х годов.

И.А.Гончаров

Русская литература никогда не выбьется из круга, очерченного Грбоедовым.

И.А.гончаров

 

(Вставить схему реал2, реал3.), с.101, 102

Классицизм

Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу. Наличие гражданских мотивов. Антагонистические противоречия в основе конфликта. Трагическая заостренность конфликта. Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация

Сентиментализм

Культ чувств. Культ природы. Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в т. ч. принадлежащих к низшему сословию). Приоритет естественного чувства над разумом. Сочувствие к простому человеку. Откровенность в обрисовке человека

Романтизм

Система персонажей с одним главным героем (вершинная). Неизменяемость характеров действующих лиц. Неотразимость и демонизм героя — «обаяние Зла». Экзотика сюжета и места действия. Тема рока (фатума) в судьбе героя

Реализм

Правдивое и достоверное изображение жизни. Изображение исторически конкретного общества. Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды. Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей. Изображение жизни и характеров в развитии. Переосмысление романтического конфликта «герой — общество». Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал)

«Натуральная школа» (натурализм)

«Натуральная школа» — литературное направление, сыгравшее определяющую роль в развитии русской литературы 40-50-х годов XIX в.

Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных особенностей. Термин «натуральная школа» принадлежит, как это ни удивительно, ее противнику — Фаддею Булгарину.

«Натуральная школа» стоит теперь на первом плане русской литературы.

В. Г. Белинский

«Взгляд на русскую литературу 1847 года»

Творческие задачи и черты «натуральной школы»

Все мы вышли из гоголевской «Шинели».  

Ф. М. Достоевский  (по воспоминаниям современников)

 Творческие установки

 Поэтика

  • Выбор определенного объекта исследования (социального слоя, профессиональной группы).

  • Расширение сферы изображения.

  • Естественнонаучный подход к изучению «видов» и «типов» людей.

  • Особый акцент на теме «маленького человека» и «низов общества».

  • Культ неприукрашенной действительности.

  • Внимание к проблеме среды и ее влияния на человеческую природу

  • Физиологизм — стремление обнажить все внутреннее, скрытое.

  • Предельная детализация и избыточность описаний.

  • Использование всех реалистических художественных приемов с элементами натурализма.

  • Частое использование реальных событий в качестве фабулы.

  • Стремление к ясности и полноте воплощения характера персонажа, без недоговоренностей и многозначности.

  • Аналитизм и логическая завершенность всех построений.

  • Очевидность авторского присутствия (прямого или косвенного).

  • Предпочтение отдано малым жанрам — очерку, рассказу.

  • Простота композиционного построения

Писатели «натуральной школы»:

Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. Я. Кульчицкий, А. И. Герцен.

Как авторы, работающие в духе «натуральной школы», начинали свой творческий путь и многие русские реалисты, чей талант впоследствии не мог уложиться в ее тесные рамки: Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А.Некрасов, А. Н. Островский. Безусловно, в их творчестве ярко прослеживаются гоголевские традиции, а именно с именем Н. В. Гоголя обычно связывают «натуральную школу».

Критический реализм (литературные формы)

Ведущий творческий метод русской литературы XIX в. Расцвет — 40-90-е годы.

Основное свойство — обличительная направленность произведений, решительный разрыв с романтической традицией.

Черты:

  • гуманизм;

  • народность;

  • изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром (через детали интерьера, портрета, пейзажа, систему персонажей).

Литературные формы

Эпос

Роман

И.А.Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов»; Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» и др.

Роман-эпопея

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Повесть

И.С.Тургенев «Ася»

Рассказ

 

Цикл рассказов

И.С.Тургенев «Записки охотника»

Сказки литературные

М.Е.Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, К.С.Аксаков, В.М.Гаршин

Лирика

Песня

Элегия

Сатира

    

Драма

Трагедия

    

Комедия

Н.В.Гоголь «Ревизор», А.Н.Островский «Свом люди – сочтемся» и др.

Собственно драма

А.Н.Островский «Гроза», «Волки и овцы»

Исторические хроники, сцены

   

Лиро – драматические жанры

Драматичесике поэмы

Н.А.Некрасов «Русские женщины»

Лиро-эпичесие жанры

Поэма

А.С.Пушкин «Домик в Коломне», «Медный всадник»; Н.В.Гоголь «Мертвые души»; Н.А. Некрасов «Саша»

Роман в стихах

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

 

Русский реалистический роман XIX века 

Название произведения, как правило, отражает в прямой или в косвенной форме суть идейно-художественного замысла автора. В названиях русских романов можно с достаточной степенью условности выделить следующие тенденции:

 Названия романов

Название по имени героя, в котором персонифицируется авторская идея

Название связано с основным конфликтом или сюжетными коллизиями

Название формулирует основную проблему произведения

общая формула: «Герой своего времени»

часто приобретает символическое звучание

как правило, в явно тенденциозных произведениях

«Евгений Онегин», «Рудин», «Обломов», «Арап Петра Великого», «Анна Каренина» и т.д.

«Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.п.

«Что делать?», «Кто виновати т.п.

 

«Герой своего времени»

(XIX в. – эволюция героя)

Изображение типического характера – одна из основных творческих задач реализма, и неудивительно, что с зарождением этого художественного метода каждый автор старается дать свое понимание универсальной лермонтовской формулы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образы «лишних людей»

Литературные и философские истоки

Социальные и идейные корни

Романтизм (романтический бунт против действительности).

 Байронизм (романтический уход от действительности)

- Идеология декабризма

-  Отсутствие достойного поля деятельности в условиях аракчеевщины

Чацкий

не является «лишним» в полном смысле этого слова

«лишний» - по мнению окружающих, а не по самооценке

разлад с обществом

критицизм

одиночество

активный и деятельный характер с романтическими порывами

Онегин

скептицизм

социальная апатия и пессимизм

склонность к самоанализу

эгоизм

одиночество

Печорин

крайний индивидуализм

цинизм и эгоизм

социальный пессимизм

разочарованность и рефлексия

одиночество

Герои 40-50-хгг.

Рудин, Бельтов

 отказ от практической деятельности

разочарованность и рефлексия

пустословие

одиночество

Обломов

уход от действительности

апатия и лень

разочарованность

мечтательность и пассивность

 

Термин «лишний человек», получивший огромное распространение в литературоведении, принадлежит И.С.Тургеневу. В 1849 году он пишет повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет тургеневский термин приобретает более исторически определенный смысл в статьях Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, в поэме Н.П.Огарева «Исповедь лишнего человека»

 

«Маленький человек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ «нового человека»

Литературные истоки

Социальные и идейные корни

Взгляды Руссо и др. просветителей.

Романтический конфликт

 Идеология декабризма

Чацкий

активный и деятельный характер

пропаганда новых идей

критическое отношение к окружающей действительности

 

Социальные и идейные корни

Герои

Обострение социальных противоречий.

Эпоха реформ 60-х гг.

Возникновение нигилизма.

Возрастание общественной активности разночинцев

Базаров

-материализм

-демократизм

-атеизм

-рационализм

-социальная активность

Одновременно появляются антинигилистические романы, показывающие «новых людей» как отрицательных персонажей:

Н.С.Лесков «Некуда»

И.С.Тургенев «Новь»

Ф.М.Достоевский «Бесы»

«Новые люди» Н.Г.Чернышевского

-теория разумного эгоизма

-социальная активность

«Особенный человек» - Рахметов

-профессиональный ---революционер

-максимализм

-идеализм

Социальные и идейные корни

Герои

Начало «хождения в народ» - 70-е годы.

Народническая литература

Гриша Добросклонов (Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

Формирование демократической интеллигенции.

Обострение социальных противоречий в 90-х годах.

Герои рубежа веков

Петя Трофимов («Вишневый сад» А.П.Чехова), Саша («Невеста» А.П.Чехова)

-отсутствие определенной программы

-идеализм

-социальный оптимизм

Появление пролетариата на арене общественной борьбы; распространение марксизма; революционная ситуация

Герои социалистического реализма

Павел Власов («Мать» М.Горького)

-марксистские взгляды

-социальная активность

критический реализм

I этап

Н. В. Гоголь «Ревизор», «Женитьба», «Игроки»

Общие тенденции:

  • движение к реализму (через проблематику, психологизм, язык и стиль) и к прозе (постепенный отказ от условности стихотворной драмы);
  • комедия ближе всего к реализму, как и другие низкие жанры классицизма (басня, сатира);
  • постепенный отказ от романтического метода и приемов при сохранении некоторых черт классицизма (обычно сохраняется одно или два из трех единств)

II этап 

Театр А. Н. Островского

Общие тенденции:

комедия Женитьба Бальзаминова» - трилогия, «Не а свои сини не садись», «Свои люди - сочтемся»);

драма Таланты и поклонники», « Без вины виноватые»);

драма, близкая к трагедии; гибель героя Гроза», «Бесприданница »);

пьеса-сказка Снегурочка»);

пьеса-хроника (о Козьме Минине)

В традициях театра Л. Н. Островского развивалось творчество и других драматургов, например А. К. Сухово-Кобылина.

III этап 

Театр А. П. Чехова: обновление реализма

Общие тенденции:

- синтез традиций русского реализма и зарубежного нереалистического театра (Г. Ибсен и др.);

- использование элементов поэтики символизма и импрессионизма (подтекст, символ, музыкальность и живописность пьес, создание «настроения»);

- система равнозначных персонажей (как в романе), введение, кроме внесценических, «случайных» персонажей, не связанных с основными коллизиями сюжета;

- жизнеподобие, отказ от условностей драмы («случайные» реплики, параллельные разговоры некоторых персонажей);

- отказ от единства времени (между актами иногда проходит длительное время) при единстве места;

- отсутствие единства действия (открытый финал), кроме водевили Медведь»);

- усиление звучания социально-философской проблематики;

- развитие нескольких сюжетных линий, наличие нескольких конфликтов

Социалистический реализм

Официально оформился как литературное течение в середине 20-х гг. Термин «социалистический реализм» принадлежит М. Горькому Речь на I съезде советских писателей»). Образцом и первым примером использования автором данного художественного метода традиционно считается роман М. Горького «Мать».

Социалистический реализм стал преобладающим литературным направлением с конца 20-х гг. и сохранял свое господство до 80-х гг. (М.А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Н. Толстой, Н.А. Островский, К.М.Симонов, А.Т.Твардовский, В.Ф.Тендряков, Ф.А.Абрамов). После 80-х гг. доминировать стал постмодернизм, ранее развивавшийся как андеграунд.

Параллельно с социалистическим реализмом сохранялся и эволюционировал и традиционный реализм — в творчестве Б Л. Пастернака, М.А. Булгакова, А. И. Солженицына, В. С. Гроссмана и др.

Основное свойство социалистического реализма — опора на коммунистический общественно-политический и эстетический идеал, пафос революционной перестройки мира, искренняя вера в социализм и коммунизм. Концепция революционной романтики. Судьба общества и личности рассматривается в тесной взаимосвязи. Провозглашение идеи ответственности личности перед историей. Стилевая ориентация на жизнеподобные формы, хотя возможно и использование вторичной условности. Основной задачей литературы социалистический реализм считает воздействие на читателя, активную пропаганду социалистических идей.

Общие особенности:

Этапы развития социалистического реализма

I. Становление. 20—30-е гг.

- революционная романтика

- пафос обновления

«Новое время — новые песни»

II. 40-е гг.

- преобладание военной тематики

- романтика войны и победы

- патриотизм

III. «Обновление». 60-е гг.

- настроения «оттепели»

- возвращение гуманизма и традиционного реализма

IV. «Застой». 70-80-е гг.

- отказ от обновления форм

- борьба с постмодернистическими тенденциями

 

Литературные формы

 

Эпос

Роман (социально-психологический):

-в центре – человек в революционное время;

-антитеза: коллективизм – индивидуализм;

-основная проблема: приход – неприход в революцию;

-деление героев на положительных – отрицательных

 

 

Н.А.Островский «Как закалялась сталь», М,А.Шолохов «Поднятая целина», М.А.Горький «Мать», А.Н.Толстой «Хождение по мукам»

Повесть  

А.А.Фадеев «Разгром», А.С.Серафимович «Железный поток»

Рассказ 

Б.А.Лавренев «Сорок первый», А.Н.Толстой «Гадюка»

Цикл рассказов

И.Э.Бабель «Конармия»

Лирика

Песня

Д.Бедный и др.

 Поэма

 В.В.Маяковский

Сатира, басня

 

Драма

Трагедия

В.В.Вишневский «Оптимистическая трагедия»

Комедия

В.В.Маяковский «Клоп», «Баня»

Собственно драма

Н.Ф.Погодин «Человек с ружьем»