Реализм в России
(литературные формы)
Основное свойство
— посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.Черты:
стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
тяготение к изображению человека в его взаимодействии со
универсальность в изображении человека;
социальный и психологический детерминизм;
историческая точка зрения на жизнь.
Ведущий критерий художественности
— верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.писателя-реалиста —Задача
стараться не только уловить жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов — и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши».«...
И. С. Тургенев
Появился в России в
XIX в. Стремительное развитие и особый динамизм.(Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А. Н. Радищев, молодой И. А. Крылов);Этапы развития:
просветительский реализм
«
критический реализм — обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией
социалистический реализм — проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира
Оосбенности русского реализма:
активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;
выраженный жизнеутверждающий характер;
особый динамизм;
синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
Призма художественного внимания
реализма |
романтизма |
натурализма |
Воссоздание жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах |
Пересоздание действительности с целью уловить возникающие, но не устоявшиеся закономерности |
Эмпирическое воспроизведение жизни вне каких-либо закономерносте |
Эволюция реализма (
XIX-XX в.):традиции и тенденции
Синкретический реализм (1-я половина
XIX в.)
А.С.Пушкин |
А.С.Грибоедов |
У Пушкина, этого отца русского сикусства, в слове было два прямых наследника – Лермонтов и Гоголь, породившие целую плеяду нас, деятелей 40-50-х годов. И.А.Гончаров |
Русская литература никогда не выбьется из круга, очерченного Грбоедовым. И.А.гончаров |
(Вставить схему реал2, реал3.), с.101, 102
Классицизм |
Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу. Наличие гражданских мотивов. Антагонистические противоречия в основе конфликта. Трагическая заостренность конфликта. Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация |
Сентиментализм |
Культ чувств. Культ природы. Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в т. ч. принадлежащих к низшему сословию). Приоритет естественного чувства над разумом. Сочувствие к простому человеку. Откровенность в обрисовке человека |
Романтизм |
Система персонажей с одним главным героем (вершинная). Неизменяемость характеров действующих лиц. Неотразимость и демонизм героя — «обаяние Зла». Экзотика сюжета и места действия. Тема рока (фатума) в судьбе героя |
Реализм |
Правдивое и достоверное изображение жизни. Изображение исторически конкретного общества. Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды. Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей. Изображение жизни и характеров в развитии. Переосмысление романтического конфликта «герой — общество». Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал) |
«Натуральная школа» (натурализм)
«
Натуральная школа» — литературное направление, сыгравшее определяющую роль в развитии русской литературы 40-50-х годов XIX в.Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных особенностей. Термин «натуральная школа» принадлежит, как это ни удивительно, ее противнику — Фаддею Булгарину.
Натуральная школа» стоит теперь на первом плане русской литературы.«
В. Г. Белинский
«Взгляд на русскую литературу 1847 года»
Творческие задачи и черты «натуральной школы»
Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Ф. М. Достоевский
(по воспоминаниям современников)
Творческие установки |
Поэтика |
Расширение сферы изображения. Естественнонаучный подход к Особый акцент на теме «маленького человека» и «низов Культ неприукрашенной действительности. Внимание к проблеме среды и |
Предельная детализация и избыточность описаний. Использование всех реалистических художественных приемов с элементами натурализма. Частое использование реальных Стремление к ясности и полноте воплощения характера Аналитизм и логическая завершенность всех построений. Очевидность авторского присутствия (прямого или косвенного). Предпочтение отдано малым Простота композиционного |
Писатели «натуральной школы»:
Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. Я. Кульчицкий, А. И. Герцен.
Как авторы, работающие в духе «натуральной школы», начинали свой творческий путь и многие русские реалисты, чей талант впоследствии не мог уложиться в ее тесные рамки: Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А.Некрасов, А. Н. Островский. Безусловно, в их творчестве ярко прослеживаются гоголевские традиции, а именно с именем Н. В. Гоголя обычно связывают «натуральную школу».
Критический реализм (литературные формы)
Ведущий творческий метод русской литературы
XIX в. Расцвет — 40-90-е годы.Основное свойство — обличительная направленность произведений, решительный разрыв с романтической традицией.
Черты:
гуманизм;
народность;
изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром (через детали интерьера, портрета, пейзажа, систему персонажей).
Литературные формы
Эпос |
|
Роман |
И.А.Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов»; Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» и др. |
Роман-эпопея |
Л.Н.Толстой «Война и мир» |
Повесть |
И.С.Тургенев «Ася» |
Рассказ |
|
Цикл рассказов |
И.С.Тургенев «Записки охотника» |
Сказки литературные |
М.Е.Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, К.С.Аксаков, В.М.Гаршин |
Лирика |
|
Песня Элегия Сатира |
|
Драма |
|
Трагедия |
|
Комедия |
Н.В.Гоголь «Ревизор», А.Н.Островский «Свом люди – сочтемся» и др. |
Собственно драма |
А.Н.Островский «Гроза», «Волки и овцы» |
Исторические хроники, сцены |
|
Лиро – драматические жанры |
|
Драматичесике поэмы |
Н.А.Некрасов «Русские женщины» |
Лиро-эпичесие жанры |
|
Поэма |
А.С.Пушкин «Домик в Коломне», «Медный всадник»; Н.В.Гоголь «Мертвые души» ; Н.А. Некрасов «Саша» |
Роман в стихах |
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» |
Русский реалистический роман
XIX векаНазвание произведения, как правило, отражает в прямой или в косвенной форме суть идейно-художественного замысла автора. В названиях русских романов можно с достаточной степенью условности выделить следующие тенденции:
Названия романов
Название по имени героя, в котором персонифицируется авторская идея |
Название связано с основным конфликтом или сюжетными коллизиями |
Название формулирует основную проблему произведения |
общая формула: «Герой своего времени» |
часто приобретает символическое звучание |
как правило, в явно тенденциозных произведениях |
«Евгений Онегин», «Рудин», «Обломов», «Арап Петра Великого», «Анна Каренина» и т.д. |
«Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.п. |
«Что делать?», «Кто виноват?» и т.п. |
«
Герой своего времени»(XIX
в. – эволюция героя)Изображение типического характера – одна из основных творческих задач реализма, и неудивительно, что с зарождением этого художественного метода
каждый автор старается дать свое понимание универсальной лермонтовской формулы.
Образы «лишних людей»
Литературные и философские истоки |
Социальные и идейные корни |
Романтизм (романтический бунт против действительности). Байронизм (романтический уход от действительности) |
- Идеология декабризма - Отсутствие достойного поля деятельности в условиях аракчеевщины |
Чацкий |
не является «лишним» в полном смысле этого слова «лишний» - по мнению окружающих, а не по самооценке разлад с обществом критицизм одиночество активный и деятельный характер с романтическими порывами |
Онегин |
скептицизм социальная апатия и пессимизм склонность к самоанализу эгоизм одиночество |
Печорин |
крайний индивидуализм цинизм и эгоизм социальный пессимизм разочарованность и рефлексия одиночество |
Герои 40-50-хгг. Рудин, Бельтов |
отказ от практической деятельности разочарованность и рефлексия пустословие одиночество |
Обломов |
уход от действительности апатия и лень разочарованность мечтательность и пассивность |
Термин «лишний человек», получивший огромное распространение в литературоведении, принадлежит И.С.Тургеневу. В 1849 году он пишет повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет тургеневский термин приобретает более исторически определенный смысл в статьях Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, в поэме Н.П.Огарева «Исповедь лишнего человека» |
«Маленький человек»
Образ «нового человека»
Литературные истоки |
Социальные и идейные корни |
Взгляды Руссо и др. просветителей. Романтический конфликт |
Идеология декабризма |
Чацкий активный и деятельный характер пропаганда новых идей критическое отношение к окружающей действительности |
Социальные и идейные корни |
Герои |
Обострение социальных противоречий. Эпоха реформ 60-х гг. Возникновение нигилизма. Возрастание общественной активности разночинцев |
Базаров -материализм -демократизм -атеизм -рационализм -социальная активность |
Одновременно появляются антинигилистические романы, показывающие «новых людей» как отрицательных персонажей: Н.С.Лесков «Некуда» И.С.Тургенев «Новь» Ф.М.Достоевский «Бесы» |
«Новые люди» Н.Г.Чернышевского -теория разумного эгоизма -социальная активность «Особенный человек» - Рахметов -профессиональный ---революционер -максимализм -идеализм |
Социальные и идейные корни |
Герои |
Начало «хождения в народ» - 70-е годы. |
Народническая литература Гриша Добросклонов (Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо») |
Формирование демократической интеллигенции. Обострение социальных противоречий в 90-х годах. |
Герои рубежа веков Петя Трофимов («Вишневый сад» А.П.Чехова), Саша («Невеста» А.П.Чехова) -отсутствие определенной программы -идеализм -социальный оптимизм |
Появление пролетариата на арене общественной борьбы; распространение марксизма; революционная ситуация |
Герои социалистического реализма Павел Власов («Мать» М.Горького) -марксистские взгляды -социальная активность |
критический реализм
I
этапН. В. Гоголь «Ревизор», «Женитьба», «Игроки»
Общие
тенденции:II
этапТеатр А. Н. Островского
Общие тенденции:
использование традиций натуральной школы;
увлекательный сюжет, соблюдение единства действия (от завязки до развязки);
наличие и значительная роль любовной интриги;
обычно вершинная система персонажей с параллелизмом;
наличие личностного и социального конфликтов либо социальная окрашенность личностного конфликта;
ярко выраженная социальная проблематика;
обычно - наличие положительного героя в чуждой ему среде («горячее сердце»);
развитие различных жанров:
(«Женитьба Бальзаминова» - трилогия, «Не а свои сини не садись», «Свои люди - сочтемся»);комедия
драма («Таланты и поклонники», « Без вины виноватые»);
драма, близкая к трагедии; гибель героя («Гроза», «Бесприданница »);
пьеса-сказка («Снегурочка»);
пьеса-хроника (о Козьме Минине)
В традициях театра Л. Н. Островского развивалось творчество и других драматургов, например А. К. Сухово-Кобылина.
III
этапТеатр А. П. Чехова: обновление реализма
Общие тенденции:
-
синтез традиций русского реализма и зарубежного нереалистического театра (Г. Ибсен и др.);-
использование элементов поэтики символизма и импрессионизма (подтекст, символ, музыкальность и живописность пьес, создание «настроения»);-
система равнозначных персонажей (как в романе), введение, кроме внесценических, «случайных» персонажей, не связанных с основными коллизиями сюжета;-
жизнеподобие, отказ от условностей драмы («случайные» реплики, параллельные разговоры некоторых персонажей);-
отказ от единства времени (между актами иногда проходит длительное время) при единстве места;-
отсутствие единства действия (открытый финал), кроме водевили («Медведь»);-
усиление звучания социально-философской проблематики;-
развитие нескольких сюжетных линий, наличие нескольких конфликтовСоциалистический реализм
Официально оформился как литературное течение в середине
20-х гг. Термин «социалистический реализм» принадлежит М. Горькому («Речь на I съезде советских писателей»). Образцом и первым примером использования автором данного художественного метода традиционно считается роман М. Горького «Мать».Социалистический реализм стал преобладающим литературным направлением с конца 20-х гг. и сохранял свое господство до 80-х гг.
(М.А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Н. Толстой, Н.А. Островский, К.М.Симонов, А.Т.Твардовский, В.Ф.Тендряков, Ф.А.Абрамов). После 80-х гг. доминировать стал постмодернизм, ранее развивавшийся как андеграунд.Параллельно с социалистическим реализмом сохранялся и эволюционировал и традиционный реализм — в творчестве Б
Л. Пастернака, М.А. Булгакова, А. И. Солженицына, В. С. Гроссмана и др.Основное свойство социалистического реализма — опора на коммунистический общественно-политический и эстетический идеал, пафос революционной перестройки мира, искренняя вера в социализм и коммунизм. Концепция революционной романтики. Судьба общества и личности рассматривается в тесной взаимосвязи. Провозглашение идеи ответственности личности перед историей. Стилевая ориентация на жизнеподобные формы, хотя возможно и использование вторичной условности. Основной задачей литературы социалистический реализм считает воздействие на читателя, активную пропаганду социалистических идей.
Общие особенности:
правдиво изображая действительность как таковую, стремиться к активной переделке как реальности, так и художественного мира, ее отражающего;
при верности деталей и традиционных реалистических художественных приемах нередко возникает «приукрашивание» натуры и психологическая немотивированность
приоритет содержания над формой;
социальный оптимизм
-
переосмысление значения конфликта: в основе конфликта лежит теория классовой борьбы;
отрицание ценности человеческой жи.зни по сравнению с великой целью — мировой
концепция социалистического
Этапы развития социалистического реализма
I.
Становление. 20—30-е гг.-
революционная романтика-
пафос обновления«
Новое время — новые песни»II. 40-
е гг.-
преобладание военной тематики-
романтика войны и победы-
патриотизмIII. «
Обновление». 60-е гг.-
настроения «оттепели»-
возвращение гуманизма и традиционного реализмаIV. «
Застой». 70-80-е гг.-
отказ от обновления форм-
борьба с постмодернистическими тенденциями
Литературные формы
Эпос |
|
Роман (социально-психологический):-в центре – человек в революционное время; -антитеза: коллективизм – индивидуализм; -основная проблема: приход – неприход в революцию; -деление героев на положительных – отрицательных |
Н.А.Островский «Как закалялась сталь», М,А.Шолохов «Поднятая целина», М.А.Горький «Мать», А.Н.Толстой «Хождение по мукам» |
Повесть |
А.А.Фадеев «Разгром», А.С.Серафимович «Железный поток» |
Рассказ |
Б.А.Лавренев «Сорок первый», А.Н.Толстой «Гадюка» |
Цикл рассказов |
И.Э.Бабель «Конармия» |
Лирика |
|
Песня |
Д.Бедный и др. |
Поэма |
В.В.Маяковский |
Сатира, басня |
|
Драма |
|
Трагедия |
В .В.Вишневский «Оптимистическая трагедия» |
Комедия |
В.В.Маяковский «Клоп», «Баня» |
Собственно драма |
Н.Ф.Погодин «Человек с ружьем» |