РОМАНТИЗМ В РОССИИ.

(литературные формы)

Особый вид мировоззрения; одновременно — художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма (в основе — разочарование в идеях Просвещения).

Основные свойства:

Черты:

Новый тип мировоззрения — эстетический (творческий в своей основе).

В основе эстетики — отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания).

Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счет введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения.

Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.

Появился в России в 1-й четверти XIX в. (В.А. Жуковский, А, И. Одоевский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, молодой А. С. Пушкин, молодой М. Ю. Лермонтов).

Особенности русского романтизма:

 

Литературные формы

ЭПОС

Поэма — лиро-эпическая, романтическая (сыграла ведущую роль)-Южные поэмы А. С. Пушкина, К.Ф.Рылеев Войнаровский, И.И.Козло «Чернец

Роман — большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни людей в определенный период времени

— исторический (М.Н.Загоскин, И.И.Лажечников)

— современный (А. Ф. Велътман)

— цикл (А. Погорельский, В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь)

Повесть (А. Ф. Велътман, Н. А. Полевой, Н. Ф. Павлов)

Прозаические циклы (А. Погорельский «Двойник, или Мои вечера в Малороссии*, В.Ф.Одоевский «Русские ночи»)

Баллада и дума — повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай; человек во взаимодействии с высшими силами бытия (В. А. Жуковский «Людмила*, «Светлана», П.А.Катенин «Наташа*, «Убийца», «Ольга»)

Сказки литературные (К.Н.Батюшков «Странствователъ и домосед», сказки В. А. Жуковского )

Былины литературные

 

ЛИРИКА

Элегическая (К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, поэты-декабристы )

Пейзажная (В. А. Жуковский, К.Н.Батюшков)

Медитативная (П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг )

Философская (Д. В. Веневитинов, С. П. Ше вырев, А. С. Хомяков)

 

ДРАМА

Освоение «чужих культур» (П.А.Катенин «Андромаха», В. К. Кюхельбекер «Аргивяне»)

Комедия-сказка

Проблемно-историческая драма

Истоки русского романтизма

Влияние немецкого романтизма

И.В.Гете, И.Шиллер,

Э. Т. А. Гофман

Влияние английского и французского романтизма

Дж. Г. Байрон, П. Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье

  • мистицизм
  • интерес к философским аспектам бытия
  • противопоставление «дневного» и «ночного» мира

  • богоборческие мотивы
  • разлад личности и общества
  • проблематика «сильной личности» и «естественного человека»
  • экзотика сюжета и места действия

В.А.Жуковский

К.Н.Батюшков

П.А.Вяземский

А.И.Одоевский

Молодой А.С.Пушкин,

М.Ю.Лермонтов

  • медитативность лирики
  • философская углубленность в «вечные вопросы»
  • интерес к проявлению потусторонних сил
  • пафос вольнолюбия
  • мотив разлада сильной личности с обществом
  • экзотизм сюжетов
  • немотивированность действий романтического героя, его неизменяемость

 

Романтизм поэтов-декабристов

- социальная заостренность конфликта

- критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского

- интерес к истории — исторический сюжет заменяет экзотический

- пафос героики-и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным)

В советском литературоведении было принято выделять два типа романтизма:

- пассивный;

- активный или революционный.

 

Неоромантизм (конец XIX — начало XX в.)

Основные свойства:

Поэтика:

Элементы поэтики неоромантизма были активно освоены художественной системой социалистического реализма.