(литературные формы)
Особый вид мировоззрения; одновременно — художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма (в основе — разочарование в идеях Просвещения).
Основные свойства:
Черты:
Новый тип мировоззрения — эстетический (творческий в своей основе).
В основе эстетики — отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания).
Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счет введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения.
Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.
Появился в России в 1-й четверти XIX в. (В.А. Жуковский, А, И. Одоевский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, молодой А. С. Пушкин, молодой М. Ю. Лермонтов).
Особенности русского романтизма:
Литературные формы
ЭПОС
Поэма
— лиро-эпическая, романтическая (сыграла ведущую роль)-Южные поэмы А. С. Пушкина, К.Ф.Рылеев Войнаровский, И.И.Козло «ЧернецРоман
— большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни людей в определенный период времени— исторический (М.Н.Загоскин, И.И.Лажечников)
— современный (А. Ф. Велътман)
— цикл (А. Погорельский, В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь)
Повесть (А. Ф. Велътман, Н. А. Полевой, Н. Ф. Павлов)
Прозаические циклы
(А. Погорельский «Двойник, или Мои вечера в Малороссии*, В.Ф.Одоевский «Русские ночи»)Баллада и дума
— повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай; человек во взаимодействии с высшими силами бытия (В. А. Жуковский «Людмила*, «Светлана», П.А.Катенин «Наташа*, «Убийца», «Ольга»)Сказки литературные
(К.Н.Батюшков «Странствователъ и домосед», сказки В. А. Жуковского )Былины литературные
ЛИРИКА
Элегическая
(К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, поэты-декабристы )Пейзажная
(В. А. Жуковский, К.Н.Батюшков)Медитативная
(П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг )Философская
(Д. В. Веневитинов, С. П. Ше вырев, А. С. Хомяков)
ДРАМА
Освоение «чужих культур»
(П.А.Катенин «Андромаха», В. К. Кюхельбекер «Аргивяне»)Комедия-сказка
Проблемно-историческая
драма
Истоки русского романтизма |
|
Влияние немецкого романтизма И.В.Гете, И.Шиллер, Э. Т. А. Гофман |
Влияние английского и французского романтизма Дж. Г. Байрон, П. Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье |
|
|
В.А.Жуковский К.Н.Батюшков П.А.Вяземский А.И.Одоевский |
Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов |
|
|
Романтизм поэтов-декабристов
- социальная заостренность конфликта
- критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского
- интерес к истории — исторический сюжет заменяет экзотический
- пафос героики-и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным)
В советском литературоведении было принято выделять два типа романтизма:
- пассивный;
- активный или революционный.
Неоромантизм (конец XIX — начало XX в.)
Основные свойства:
Поэтика:
Элементы поэтики неоромантизма были активно освоены художественной системой социалистического реализма.