Урок 10

«Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский).

Ход урока.

I. Повторение. Реализация домашнего задания.

  1. Что вам известно о жизни и творчестве М.В. Ломоносова?

  2. Какие произведения Ломоносова вам известны?

  3. Какие строчки из его произведений помните наизусть, какие из них используете как крылатые выражения?

При знакомстве с биографией и творчеством М. В. Ломоносова раскрываем его гражданские позиции, характерные для деятелей русского классицизма. Они выражались в провозглашении патриотических, государственные идей, укреплении роли просвещенной монархии и в антидеспотических настроениях.

С этой целью полезно сопоставить фрагмент «Древней российской истории» о Владимире и Рогнеде с картиной русского художника-академика А. П. Лосенке «Владимир и Рогнеда». Мыль о губительности произвола, тираноборческая тенденция была основной идеей ряда трагедий, поставленных на подмостках русского театра. Лосенке (иллюстрация демонстрируется) отразил в картине сложные нравственные проблемы. Автор протестует против деспотизма, изображая Владимира как человека, сочетающего в себе противоречивые стремления: любовь и тиранические побуждения. В его лице запечатлена некоторая растерянность, раскаяние в содеянном, сострадание к Рогнеде. Для того и подчеркивает Лосенко переживания Владимира, чтобы показать тлетворное влияние на личность неограниченной деспотической власти. С точностью, присущей классицистам, определяет художник значение каждой фигуры. Переживания Владимира и Рогнеды оттеняются тихим отчаянием прислужниц княжны, с одной стороны, и холодным любопытством воинов, с другой. Приметы классицизма, присущие художественной форме картины, — это условная античная одежда героев, типичные для древних греков шлемы, которых не носили русские воины, полная движения группа людей на переднем плане, характерный для классицистической картины поворот головы в профиль.

II. Работа с учебником. Чтение статьи о М.В. Ломоносове (по Г.П.Макогоненко).

Особое внимание обращаем на реформаторскую деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.

Работа по опорному конспекту

III. Работа по опорному конспекту.

Реформа стихосложения

Вирши петровской эпохи

Силлабическое (слоговое)

Равное число слогов в строке;

О коль ве-ли-ю ра-дость //аз есмъ об-ре-тох

Ку-пи-до Вв-не-рп-ну // ми-лость при-не-сох\ Солн-це лу-чи cgo-u //на мя спус-ти-ло

И злу пе-чаль//во Ра-дость мне об-ра-ти-ло 

И злу пе-чапь // во ра-дость мне об-ра-пш-ло

цезура-пауза в середине; обязательное ударение на предпоследнем слоге; рифма связывает смежные строки.

Тредиаковский В. К.

Ранняя редакция.

Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали,

 Хоть уже и глаза мои плакать перестали,

Ибо сердечна друга не могу забыти,

Без которого всегда принужден я бытии

 

Последующая редакция

Не возможно сердцу, ах1 Не иметь печали,

 Очи такожде еще плакать не перестали

 Друга милого весьма не могу забыти,

Без которого теперь надлежит мне быти.

1735 г. «Новый и краткий способ к стихосложению российских стихов».

Сделан переход к силлабо-тоническому (слогоударному) стихосложению

Равное количество слогов и ударений. Реформа коснулась в основном многосложных строк; предпочтение отдано хорею.

Ломоносов М.В.

1739 г. «Письма о правилах русского стихотворства». Реформа распространена на все размеры;

описано 30 стихотворных размеров; открытие четырехстопного ямба.

Ночкою темною

Покрылись небеса

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза

Внезапно постучали

У двери Купидон

Приятный перервался

В начале самом сон

 

 

Жанрово-стилевая реформа.

Разряды слов

Старославянские и русские общие

Старославянские малопонятные, малоупотребительные, книжные

Русские разговорные

«ШТИЛИ»


Высокий                                    Средний                                     Низкий

Героические поэмы, оды

Сатиры, научные сочинения, стихотворные послания к друзьям

Комедии, песни, басни, эпиграммы

IV. Жанр оды - любимый жанр Ломоносова.

1. Запись определения.

Ода (от грен, «песнь») -жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица или события.

2. Из истории жанра. Обучение конспектированию лекции

Возник в античности, сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием.

В русской теории классицизма ода осознается как жанр героической, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным «возвышенным» стилем выражения.

V. Слово учителя.

Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собою систему взглядов, нашедшую выражение в одах. Монархов воспевали потому, что они олицетворяли государство, героев - потому, что они государству служили, географические просторы - потому, что они свидетельствовали о могуществе государства, мир - потому, что он способствовал процветанию государства. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма, на рубеже XVII - XVIII вв., а идеальным героем - Петра I.

Русская действительность середины XVIII в. часто и резко шла в разрез с идеологией Ломоносовских од; императрица Елисавета Петровна слишком не похожа была на своего отца. Но высокий пафос од на победы русского оружия, на дни рождения, восшествия на престол, коронацию не слабел. Ломоносовская ода оказала мощное воздействие на движение поэзии. Она стала образцом для одописцев второй половины XVIII и даже начала XIX вв. Потом на сто лет ее традиция прервалась (а нескольким поколениям казалось, что навсегда умерла), чтобы неожиданно воскреснуть в творчестве Маяковского конца 1910-х - 20-х гг., когда после Октябрьской революции вновь настало время поэзии «социального заказа», потребовались идеи государства как высшей меры всех вещей, просвещенного абсолютизма, панегирики к торжественным дням.

Домашнее задание.

Выучить материалы урока, отраженные в рабочих тетрадях.

Подумать над вопросом - что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму.

Читать выразительно «Оду...»

Дп. Задания а, б, в на стр.32 из раздела «Основные темы поэзии Ломоносова».