Урок 11
Ода «На день восшествия...» - типичное произведение в духе классицизма.
В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям
собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в сопостатов,блажит праведника, клянет изверга
В. К. Кюхельбекер
Цель урока: ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.
Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы.
Оборудование урока: портрет императрицы Елизаветы Петровны работы И. Ф. Вишнякова.
Ход урока.
I. Реализация домашнего задания. Повторение сведений о жанре оды.
П. Анализ «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Словарная работа.
Комментируются отмеченные при домашнем чтении непонятные и устаревшие слова и выражения. Обращается внимание на орфоэпические нормы.
- Когда и в связи с чем написана?
День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.
Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
- Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т.д.).
- Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?
Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.
Выразительное чтение оды и выделение микротем - составление плана оды - ключевой вопрос:
- Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической? (Вопрос этот станет стержневой проблемой текстуального анализа оды. Учащиеся, как правило, не замечают трехчастной композиции оды, в их планах перечисляются ведущие ее темы. От предложенных учениками вариантов начинается движение к составлению идейно-композиционного плана с трехчастным построением, верно отражающего как структуру оды, так и ведущие темы, в ней поднятые):
картины мирной жизни;
восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);
гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);
описание безграничных просторов и богатств России;
обращение к молодежи овладевать науками.
- Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые вы выделили в своих планах?
Главной для Ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир — основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды... Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.
- Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?
Мир - условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
- Что вы можете сказать о центральной части оды?
Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна.
- Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.
Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Обращаем внимание, что похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенной монархией, расширять науки, заботиться о благе общества. Свойственное русским классицистам представление об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.- Каким стилем написана ода?
Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания-
Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?
(Находим: метафоры, сравнения; употребление образов античной мифологии; архаические слова и выражения; олицетворения; гиперболы; риторические вопросы и восклицания.)
-
Сделайте вывод, насколько
форма соответствует содержанию.
Составим план оды.
I. Вступление. Мир — основа блага государства.
П. Главная часть. Величие России, ее процветание:
хвала щедротам Елизаветы;
заслуги Петра перед народами России;
неисчерпаемые богатства ж красота России;
призыв к российской молодежи овладевать науками;
наука и ее роль в российском обществе.
III. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
План убеждает учащихся, что гражданственному содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что составляет идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.
III. Знакомство с одой «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
Чтение и комментарий малопонятных слов.
Ключевым словом поэзии Ломоносова является слово «восторг».
- Чем восторгается поэт в этой оде?
- Как передает его? (Обращаем внимание на лексику и синтаксис)
Почему такое название получает эта ода Ломоносова?
Делаем вывод, что для Ломоносова природа - это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы - это Божьи тайны, раскрыть которые до конца человеческому уму не возможно. И все-таки авторское «я» - это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом.
- В чем своеобразие этой оды?
Записывается вывод.
Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем, - воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла величие Творца. Поэтому и возникали на ряду с гражданскими, публицистическими религиозно-философские, духовные оды.
Домашнее задание.Наизусть отрывок из «Вечернего размышления...»
Индивидуально:
-Подготовить подборку высказываний о Державине. Сообщение о судьбе и личности Державина