Урок 12
Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина.
Цель урока: биография Державина; Державин в оценке деятелей русской культуры; ода «Фелица».
Словарная работа: максимализм, категоричность, изящество, будничность.
Заслуги в гробе созревают,
Герои в вечности сияют.
Г. Державин.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
В 1779 г. читатели журнала «Санкт-Петербургский вестник» прочли стихи неизвестного поэта, в том числе и такие строчки: Глагол времен! Металла звон! Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет - и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак сечет ...
Это была ода «На смерть князя Мещерского» Г.Р. Державина.
О чем нас заставляют задуматься эти строчки?
Чем могли удивить, покорить своих современников?
Замечаем, что одописцу полагалось прятать свою личность от читателя, а в этих строчках яркое проявление «я» поэта (то, что мы и называем лирикой), рискнувшего рассуждать о скоропостижности жизни и неминуемости смерти (то, что мы назовем философской лирикой).
Таков поэт, заканчивающий XVIII и начинающий XIX век и получивший особую оценку своих именитых потомков.
II. Реализация домашнего задания.
Знакомство с высказываниями о Г.Р. Державине (в том числе представленными в учебнике), подготовленными учеником
Сообщение о судьбе Г.Р. Державина, сделанное учителем или заранее подготовленным учеником (в учебнике-хрестоматии материал по Г.П. Макогоненко).
Г. Р. Державин, поэт, драматург, переводчик, родился в провинциальной глуши Казанской губернии, в семье обедневшего дворянина. Учился в Казанской гимназии (1758—1762) и проявил большие способности, но, поскольку родители забыли зачислить его с малолетства на воинскую службу, ему пришлось начать свое служение Отечеству рядовым Преображенского полка. Только двадцати восьми лет он получил первый офицерский чин, а в следующем году (1773) опубликовал первые литературные опыты.
Неумение льстить и подлаживаться к начальству, чувство собственного достоинства, прямота и решительность — все эти качества не давали возможности талантливому человеку сделать карьеру ни на военной, ни на гражданской службе. Он участвовал в войне против Пугачева. Его наградили тремястами крепостных душ в Белоруссии и тут же уволили из армии.
Современник блистательных побед русских войск под командованием полководцев Румянцева и Суворова Державин вдохновенно воспел в своих стихотворениях успехи русского оружия: «На взятие Исмаила», «На победы в Италии», «Снегирь» и др. Настоящая литературная слава пришла к Державину в 1782 году, когда была опубликована ода «Фелица» — гимн просвещенному монарху, Екатерине II.
Дальнейшая судьба Державина полна взлетов, падений, неожиданных поворотов. Ода «Фелица» особенно понравилась императрице. Державина назначают губернатором Олонецкой губернии, затем переводят в Тамбов. И на административных постах (1786—1788) Державин видел себя представителем просвещенной монархии, то есть блюстителем закона и защитником «всенародной льготы». Но именно это вызывает недовольство чиновников. В Петербург шлют доносы; он уезжает в Москву, затем в Петербург, где на некоторое время назначается кабинет-секретарем Екатерины II.
Политическая позиция Державина достаточно ясна. Участник подавления крестьянской войны — пугачевщины, он убедился, что народ темен, безграмотен и ненавидит дворян. Освободи его — он снова поднимет восстание и уничтожит дворянское сословие. Только монарх с помощью просвещения, исполнения справедливых законов может предотвратить народный бунт. Просвещенный абсолютизм — вот что нужно России.
Увы, административная деятельность не принесла удовлетворения Державину, который обладал обостренным чувством справедливости и не мог примириться с беззаконием и лицемерием. В октябре 1803 года он ушел в отставку, поселился в своем имении Званка на реке Волхов. Здесь были созданы знаменитое послание «Евгению. Жизнь званская» и многие другие стихиВ последние годы жизни Державин увлекся театром: написал несколько стихотворных трагедий, опер, комедий и т. д.
Задание учащимся.
Письменно в тетради сформулируйте ответ на вопрос: какие черты определяют личность Г.Р. Державина.
Отвечая на этот вопрос, учащиеся размышляют о максимализме, категоричности, прямолинейности, независимости, принципиальности Державина. Идет словарная работа над синонимичными понятиями.
III. Ода «Фелица». Работа со схемой.
Своеобразие оды эпохи классицизма.
Высокий стиль Старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы, восклицания |
|||||
ОДА |
|||||
Лирическое начало |
Эпическое начало |
||||
Главное в оде – выражение поэтом чувств, вызванных грандиозным событием. Государственные, национальные, общие интересы совпадают с личными. |
Лирический герой выражает общие чувства, в монологах говорит не «я», а «мы». |
Повество- вание о событии и его описание |
Пейзаж – риторические условно- поэтические описания прекрасной природы (вспомогательная роль) |
Композиция: введение, рассуждение, приближение к ораторской речи. |
Положительные обраps – монархи, полководцы. Гиперболизация, мифологизация, обезличенность образов, выделение ведущей черты характера. |
Информация для учащихся.
Ода была написана в 1783 г. и была обращена к Екатерине. Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт.
Чтение оды. Учитель объясняет непонятные слова: Фелица, мурза, пред налоем, не донкишошствуешъ, химеры, цугом, в шинки, понт, стезя, льзя, вежды, свайка, хаос, калиф, десница, парнаский конь.
Рассуждение учащихся по вопросу: следует ли своенравный и независимый Державин канонам жанра оды в материале и форме его подачи. Анализ строится на сопоставлении с изученными одами Ломоносова, как образцами классической оды. При рассуждении использовать таблицу -Своеобразие оды классицизма.
Определите тему оды.
Воспевание просвещенного монарха.В чем отличие от оды Ломоносова?
Ода Державина строится как диалог с Фелицей, в то время как Ломоносов использовал монолог. Фелица предстает в движении, в действии, в ее характеристике много глаголов. В отличие от Ломоносова, ничего не сказавшего о поведении Елизаветы Петровны, Державин раскрывает человеческие качества Фелицы, описывает ее привычки, занятия.
— С кем еще сравнивается Фелица в оде? Какие качества героини раскрываются в этом сравнении?
Фелица противопоставляется своим предшественникам на российском троне, причем их имена не названы, но яркие, меткие характеристики позволяют предположить, о ком идет речь. В сопоставлении с мурзами поэт выявлял личные «добродетели» Фелицы; сравнивая героиню с царями, Державин подчеркивал достоинства просвещенной правительницы. Здесь поэт использует частицу «не», чтобы подчеркнуть, что не делает Фелица и что, напротив, совершали ее предшественники: «свадеб шутовских не парят, в ледовых банях их не жарят, не щелкают в усы вельмож, князья наседками не квохчут» и т. д.
Поэт, восхваляя Фелицу, «проговаривается» в сравнениях: «как волк овец, людей не давишь; стыдишься слыть ты тем великой, чтоб страшной, нелюдимой быть; медведице прилично дикой животных рвать и кровь их пить». Державин приводит примеры злоупотребления царями данной им властью. Подобное было невозможно в классицистической похвальной оде.
— Есть ли в оде положительная программа для идеального просвещенного правителя?
Ученики цитируют строфы оды, где поэт представляет как действительное свои мечты о справедливом и просвещенном монархе - «Когда ты просвещаешь нравы, // Ты не дурачишь так людей»; «И праведным свой свет дарит, // Равно всех смертных просвещает...»; царица создает «из разногласия согласье и из страстей свирепых счастье». По мнению Державина, императрица должна так же умело управлять государством, как и кормщик кораблем.
— Какова роль бытоописаний в оде Державина?
Описания обеденного стола, домашних занятий мурзы, с одной стороны, служат средством разоблачения мурзы, но, с другой — в них выражены чувства лирического героя, его вкусовые и зрительные восприятия, его способность восхищаться и наслаждаться жизнью. Подобные описания имеют новаторский характер. В «Фелице» сделано важное поэтическое открытие: для поэзии нет низких, недостойных для изображения предметов. Конкретность бытовых картин; прозаическая лексика, соседствующая рядом с высокой; элементы автобиографизма (поэт описывал свои домашние занятия и пристрастия) преобразовывали классицистическую оду.
Делаем вывод, что Державин в этой оде традиционно хвалит монарха, но не так, как положено, и не за то, что традиционно принято хвалить. Поэт увлекается повествованием о себе. Особенностью стиля является сочетание классицистической торжественности и будничности, грубоватого просторечия и легкости, изящности стиха. Домашнее задание.
Прочитать, осмыслить и выполнить одно задание (по вариантам или на выбор), представленное в материалах, помещенных в учебнике под заголовком «В творческой лаборатории».
Задуматься над вопросом: в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма?
Дп. Чтение оды «На смерть князя Мещерского». Работа с заданиями на стр. 40.