Урок 4
Литература XVIII века (общий обзор).
Классицизм в русском и мировом искусстве.
Цель урока: общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»; введение понятия «классицизм».
Словарная работа: государственность, «светская» культура, классицизм, гражданственность.
Ход урока. I. Запись эпиграфов к уроку, беседа по ним.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра
А.С. Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в XIII веке.
А.С. Пушкин
Вопросы:
Почему Россия «молодая»?
Как проходит становление русской государственности в XVIII веке?
Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?
Как вы понимаете смысл второго эпиграфа?
Для чего использована инверсия, какие слова логически выделены?
Пушкинская оценка 18 века к литературе этого столетия прозвучала. Для того, чтобы она стала понятна учащимся, можно предложить им нарисовать «временной луч».
I. Составление опорной схемы.
к X - XIII вв. древнерусская литература |
Русская литература XVIII века |
Русская классическая литература XIX века |
XVII - н. XVIII вв. западно-европейский классицизм |
? |
Золотой век русской поэзии |
На временном луче расположим то, что учащимся уже достаточно хорошо известно, но вместе с тем обозначим вопрос для последующих уроков: чем был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы в XVIII веке.
Работа по таблице (ксерокопии раздаются на каждый стол).
Обучение конспектированию по учебнику и лекции учителя
Русская литература XVIII века |
||
|
|
|
I.Литература Петровского времени |
Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы |
Феофан Прокопо-вич |
Становление новой литературы |
||
II. 1730- 1750 гг. |
Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. |
А.Д. Кантемир В. К. Тредиаковский М.В. Ломоносов А.П. Сумароков |
III.1760 пер. пол. 70-х гг. |
Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма. |
В. И. Майков М.Д. Чулков Н.И. Новиков В.В. Тузов М.М. Херасков |
1У.Последняя четверть века |
Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций. |
Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин А.Н. Радищев И. А. Крылов Н.М. Карамзин И. И. Дмитриев |
Комментарий. Русская литература 18 в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
III. Определение понятия «классицизм». Классицизм в России.
Истоки мирового классицизма - Франция XVII века Воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н. Буало. Вот фрагмент из трактата Буа-ло «Поэтическое искусство»:
Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу пенную дает она ему.
Герои классицистических произведений, как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных, особенно в произведениях драматических жанров. Вот еще одно высказывание Буало:
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. Вы новое лицо ведете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда самим собой.
Основное свойство - обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика. В основе эстетики - принцип рационализма и «подражания природе».
Черты (записываются в тетрадь):
культ разума;
художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
— Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
— подчеркивается объективность повествования;
активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков — подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).
Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина). Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа— стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня — герой-любовник — второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет'
единство времени: действие развивается не более суток;
единство месту,
единство действия,
Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей. Четкое деление на высокие и низкие жанры.
Строгая иерархия жанров
ВЫСОКИЕ |
НИЗКИЕ |
В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма – время просвещенного абсолютизма: очень важна идея служения государству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк – зверь). Трагедия, эпопея, ода. |
В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допускали использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер.
Комедия, сатира, басня. |
Далее можно предложить учащимся познакомиться со статьей учебника «Русская литература XVIII века» (по Г. Макогоненко) и дополнить материал конспекта, в основном он коснется деятельности отдельных «литераторов».
IV. Работа со статьей учебника «Классицизм».
В тетради выписывается определение классицизма, отличие русского и западноевропейского классицизма.
Учителю необходимо подчеркнуть, что классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности и в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам. Искусство сознательно поставило задачу социального и нравственного воспитания сограждан.
Домашнее задание.
В письменном высказывании попытаться определить роль литературы XVIII века в истории русской литературы вообще.
Читать комедию Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».
Разработки уроков преподавателей школы то данной теме