Урок 4

Литература XVIII века (общий обзор).

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Цель урока: общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»; введение понятия «классицизм».

Словарная работа: государственность, «светская» культура, классицизм, гражданственность.

Ход урока. I. Запись эпиграфов к уроку, беседа по ним.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра

А.С. Пушкин

 

Словесность наша явилась вдруг в XIII веке.

А.С. Пушкин

Вопросы:

  1. Почему Россия «молодая»?

  2. Как проходит становление русской государственности в XVIII веке?

  3. Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

  4. Как вы понимаете смысл второго эпиграфа? 

  5. Для чего использована инверсия, какие слова логически выделены?

Пушкинская оценка 18 века к литературе этого столетия прозвучала. Для того, чтобы она стала понятна учащимся, можно предложить им нарисовать «временной луч».

I. Составление опорной схемы.

к X - XIII вв. древнерусская литература

Русская литература XVIII века

Русская классическая литература XIX века

XVII - н. XVIII вв. западно-европейский классицизм

?

Золотой век русской поэзии

На временном луче расположим то, что учащимся уже достаточно хорошо известно, но вместе с тем обозначим вопрос для последующих уроков: чем был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы в XVIII веке.

Работа по таблице (ксерокопии раздаются на каждый стол).
Обучение конспектированию по учебнику и лекции учителя

Русская литература XVIII века

Периоды

Характер периода

Имена

I.Литература Петровского времени

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Феофан Прокопо-вич

Становление новой литературы

II. 1730- 1750 гг.

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды.

А.Д. Кантемир В. К. Тредиаковский М.В. Ломоносов А.П. Сумароков

III.1760 пер. пол. 70-х гг.

Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

В. И. Майков М.Д. Чулков Н.И. Новиков В.В. Тузов М.М. Херасков

1У.Последняя четверть века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций.

Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин А.Н. Радищев И. А. Крылов Н.М. Карамзин И. И. Дмитриев

 

Комментарий. Русская литература 18 в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.

III. Определение понятия «классицизм». Классицизм в России.

Истоки мирового классицизма - Франция XVII века Воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н. Буало. Вот фрагмент из трактата Буа-ло «Поэтическое искусство»:

Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить ее легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу пенную дает она ему.

Герои классицистических произведений, как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных, особенно в произведениях драматических жанров. Вот еще одно высказывание Буало:

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. Вы новое лицо ведете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда самим собой.

Основное свойство - обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика. В основе эстетики - принцип рационализма и «подражания природе».

Черты (записываются в тетрадь):

культ разума;

художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;

подчеркивается объективность повествования;

активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков — подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).

Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина). Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа— стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня — герой-любовник — второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет'

 

Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей. Четкое деление на высокие и низкие жанры.

 

Строгая иерархия жанров

ВЫСОКИЕ

НИЗКИЕ

В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма – время просвещенного абсолютизма: очень важна идея служения государству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк – зверь).

Трагедия, эпопея, ода.

В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допускали использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи.

Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер.

 

Комедия, сатира, басня.

Далее можно предложить учащимся познакомиться со статьей учебника «Русская литература XVIII века» (по Г. Макогоненко) и дополнить материал конспекта, в основном он коснется деятельности отдельных «литераторов».

 

IV. Работа со статьей учебника «Классицизм».

В тетради выписывается определение классицизма, отличие русского и западноевропейского классицизма.

Учителю необходимо подчеркнуть, что классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности и в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам. Искусство сознательно поставило задачу социального и нравственного воспитания сограждан.

Домашнее задание.

В письменном высказывании попытаться определить роль литературы XVIII века в истории русской литературы вообще.

Читать комедию Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

Разработки уроков преподавателей школы то данной теме