Уроки 5-6
Пьеса эпохи классицизма. Мольер «Мещанин во дворянстве».
Проблематика, герои пьесы.
(1 урок)
Цель урока: классицизм в драме; биография и очерк творчества Мольера.
Словарная работа: резонёр.
Ход урока.
I. Работа с учебником. Чтение статьи «Французский классицизм» с дополнениями и комментариями учителя.
В результате работы в тетрадях учащихся должен остаться план.
Строгая иерархия жанров в классицизме.
Комедия в системе жанров:
а) изображение повседневной жизни, людских пороков;
б) условный сюжет, комедийная схема;
в) задача «смешить и смехом пользовать»;
г) установка на разговорный язык;
д) счастливый конец;
е) 5 действий.
- Правила трех единств в драматургическом произведении:
а) единство места;
б) единство действия;
в) единство времени.
- Герои пьес классицизма:
а) «неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития);
б) герой - воплощение одной черты (говорящие фамилии);
в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;
г) герой - резонёр.
Словарная работа.
Резонёр — персонаж литературы 17-18 вв. (особенность комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций.
II. Мольер - представитель французского классицизма XVIII века.
Вступительное слово учителя.
Можно начать с чтения гл. 33 романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера» (Сцена смерти Мольера и история его захоронения).
В биографии Мольера, написанной Михаилом Булгаковым, есть глава «Бру-га-га», посвященная первому представлению мольеровского театра при дворе. Это произошло в одном из залов Лувра 24 октября 1658 года. Вечер открылся трагедией Корнеля «Никомед». В зале — король, придворные, актеры Бургундского отеля, признанные мастера трагического жанра. По ходу спектакля скучнеет зал, сжался в своем кресле брат короля юный Филипп Орлеанский — это он добился права для провинциальной труппы играть в Лувре. И что же — провал? Он кажется уже свершившимся, когда после Никомеда на сцене появляется Мольер и предлагает комедию собственного сочинения — «Влюбленный доктор»: провинция на ней смеялась. Король кивнул.
В главной роли, как и в только что провалившемся «Никомеде», выступил сам директор театра — Мольер. Он выбежал на сцену, и «в зале заулыбались. После первой реплики — стали хохотать. А через несколько минут — хохот превратился в грохот. И видно было, как надменный человек в кресле [король] отвалился на спинку его и стал, всхлипывая, вытирать слезы. Вдруг, совершенно неожиданно для себя, рядом визгливо захохотал Филипп Орлеанский. В глазах у влюбленного врача вдруг посветлело. Он понял, что слышит... знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который в труппе Мольера называли «бру-га-га».
Так столица узнала о новой труппе и ее руководителе, неважном исполнителе трагических ролей, но зато великолепном фарсёре и авторе комедий. Король узаконил существование нового театра, отведя ему зал Пти-Бурбон. По неофициальному титулу брата короля театр назвали труппой Месье.
III. Работа с учебником. Чтение статьи о Мольере.
Обмен мнениями. Можете ли вы вслед за М.А. Булгаковым сказать: «Я очень люблю Мольера»? Какие комедии вами прочитаны? Какова ваша реакция на Мольера?
Домашнее задание:
Индивидуальное задание-сообщение: «Из истории создания комедии».
Чтение комедии «Мещанин во дворянстве».
Информация для учителя.
Настоящее имя Мольера — Жан-Батист Поклен (1621— 1673). Он — сын и внук королевского обойщика. Завидная должность, от которой он отказался в пользу своего брата, избрав другое поприще — театр и приняв сценическое имя, ставшее всемирно знаменитым.
Мольер получил хорошее образование, закончив Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого) в 1639 году. Следующие три года он изучает право. В 1641 году в доме своего друга Мольер слушает лекции философа Пьера Гассенди (1592—1655). Знаменательное знакомство! Если в трагедии классицизма с интеллектуальной стройностью ее конфликта видят параллель рационализму Декарта, то не логично ли, что комедиографу проповедует Гассенди? Он убежденный противник теории врожденных идей. Мир, согласно Гассенди, творится не Божественным разумом, а рождается самотворящей материей для радости и наслаждения человека. Насколько этот склад мысли увлек Мольера можно судить по тому, что его первым литературным созданием был перевод древнеримской поэмы Лукреция «О природе вещей», увы, не сохранившийся В 1643 году Жан-Батист Поклен сделал окончательный выбор:
1 января следующего года открывается Блистательный театр, и в числе его создателей значится новое театральное имя — Мольер. Среди его сотоварищей — семейство Бежаров, в том числе Мадлена Бежар, партнерша по сцене и подруга Мольера.
Французский Ренессанс не был отмечен расцветом театрального искусства. Предпринимались попытки создания новой драмы, играли первые профессиональные труппы, но усилия поэтов и актеров остались разрозненными. Народ по-прежнему предпочитал средневековые фарсы. Власть прошлого ощутимо проявляла себя и в том, что в Париже корпорация ремесленников Братство Страстей Господних владела монополией, полученной для постановки мистерий еще в 1402 году, а также и единственным театральным зданием. Возведенное в 1548 году на месте дворца герцогов Бургундских оно называлось Бургундским отелем. Его вынуждены были арендовать у Братства и французские исполнители фарсов, и заезжие итальянские труппы. Здесь же с 1625 года начинает играть труппа, возглавляемая талантливым актером Мондори. В 1630 году она получает право называться «актерами на постоянной службе короля» и нередко выступает в королевском дворце. В 1634 году Мондори обосновался в зале Маре, предназначенном для игры в мяч. Название зала (дословно — «болото», по названию района, обитаемого беднотой) становится именем второго парижского театра.
Мольер пытается создать в столице еще один театр. Первый парижский период в его театральной карьере длился недолго — чуть более года и закончился бесславно. Осенью 1645 года Блистательный театр разорился. Несколько дней Мольер провел в долговой тюрьме, а затем с остатком своей в ту пору не слишком профессиональной труппы отправился в провинцию на гастроли, продлившиеся тринадцать лет. Скитание из города в город, тяготы пути и жалкого актерского быта. Профессия в ту пору не считалась благородной. Мольеру предстояло изменить статус и смысл своего ремесла.
Что они могли тогда играть? Перелицовывали старые фарсы. Новым опытом во Франции было знакомство с итальянским театром масок, комедией дель арте. Как и французский фарс, она наследовала старые традиции народной площадной культуры, но, сформировавшаяся лишь в XVI веке, представляла собой более высокий этап ее развития. В сценическом отношении эта комедия предполагала создание актерского ансамбля, состоящего из четырех масок. Самую известную — «северную» — четверку составляли Панталоне (купец, скупой), Доктор и два простака — Дзан-ни: Бригелла (первоначально хитрый, изворотливый, злой крестьянин) и Арлекин (первоначально глупец, позже — плут).
Этот опыт многое дал Мольеру. Можно сказать, что он заставил его стать драматургом, поскольку комедия дель арте — театр импровизации. Существует лишь общий, как бы теперь сказали, сценарный план, а текст роли создается самим актером. Мольер начал набрасывать роли, варьировать сюжеты, приспосабливать итальянские маски к французской жизни. В некоторых именах мольеровских персонажей и много позже угадывается их родословная: так герой нескольких комедий Сганарель происходит от Дзанарелло (Дзанни). Оттуда же и Влюбленный Доктор, принесший первый парижский успех.
Успех подтвердил мастерство труппы, но в не меньшей степени и мастерство ее комедиографа, чье творение смешило узнаваемостью в масках типов реальной жизни Для Мольера это был лиийь один из первых набросков. Именно теперь он начинает подробно и обстоятельно писать с натуры
(2 урок)
Цель урока: История создания комедии «Мещанин во дворянстве»; интрига в пьесе, смысл и образы комедии.
Словарная работа: интрига.
Ход урока.
Реализация домашнего задания.
Сообщение ученика “Из истории создания комедии”.
Своим возникновением эта бессмертная комедия обязана анекдотическому случаю. Турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее, чем корона Людовика XIV. Разгневанный монарх приказал посадить посла под домашний арест, потом и вовсе выслать из Франции. Король еще пожелал, чтобы Мольер в одной из своих комедий выставил турок в смешном виде. И драматург написал одну из самых смешных пьес, гда вдоволь поиздевался как над турецкой, так и над доморощенной французской помпезностью. Впервые пьеса была сыграна 14 октября 1670 года.
Словарная работа.
Интрига – соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.
Какая интрига движет действие в комедии «Мещанин во дворянстве», как с ней связано название комедии?
Выразительное чтение по ролям сцен из учебника-хрестоматии (Д.2, явл.6, Д.3, явл.3) и беседа по вопросам.
Вопросы
Как относится Журден к желанию стать похожим на аристократов?
Чем обеспечивается комизм героев и ситуаций? Какие моменты раскрывают нам несоответствие стремления Журдена занять высокое положение и его внутренних возможностей, умственного и духовного развития, вкуса?
Как можно прокомментировать слова учителя музыки: «Деньги выпрямляют кривизну его суждений»?
В каких сценах и ситуациях проявляется грубоватая, примитивная, но деятельная, живая и не лишенная здравого смысла натура Журдена?
Как оценивают поведение Журдена служанка Николь и жена Журдена? Можно ли считать их положительными полюсами пьесы?
Каковы на самом деле аристократы, покорившие Журдена?
Кто такой Клеонт?
В каких словах Клеонта выражена главная мысль пьесы?
IV. Подведение итогов урока.
Подведение итогов урока можно свести к нескольким моментам.
Мольер, отходя от канонов классицизма, открывает дорогу реализму.
Идея пьесы: ценность человеческой личности определяется несословной принадлежностью.
3.
Актуальность комедии Мольера
в наше время.
Домашнее
задание.
Письменный ответ на вопрос: «В чем я вижу бессмертие мольеровских персонажей?»
Чтение комедии «Недоросль».