Урок7

 

Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Цель урока:

1. познакомить с героями, сюжетом и текстом комедии;

2. раскрыть особенности Фонвизина - сатирика.

3. формировать интерес к творчеству писателя.

Словарная работа: сатира, ирония, подтекст.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. С. Пушкин

Ход урока

I. Беседы по эпиграфу к уроку.

Дворянин по происхождению, Фонвизин десяти лет поступил в только что открытую при Московском университете гимназию. В 1760 году в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета—М. В. Ломоносовым.

Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени— Державиным, Херасковым, Княжниным...

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний — это грозные признаки надвигающейся народной бури. Поэтому он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, возглавляемой влиятельным вельможей, главой Коллегии иностранных дел графом Н. И. Паниным. Кружок Панина, конечно же, не помышлял о коренных преобразованиях в государстве; его члены критиковали деспотический режим императрицы, произвол ее фаворитов и считали необходимым ограничить права монархии конституцией.

Успех первой сатирической комедии Фонвизина «Бригадир» был замечен Паниным, который и назначил молодого писателя своим личным секретарем. Но еще до «Бригадира» Фонвизин написал ряд басен и сатирических стихотворений. А в 1781 году он создал комедию «Недоросль», которая живет на сцене вот уже более двухсот лет.

Писатель сотрудничал в журналах, продолжал создавать остра сатирические произведения («Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др.). В конце жизни он задумал сатирический журнал «Стародум, или Друг честных людей», но Екатерина II не разрешила издание.

О значении этого замечательного драматурга-сатирика Белинский сказал: «Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина».

 

II. Работа с учебником по статье о Д.И. Фонвизине.

Какие факты статьи учебника говорят о Фонвизине как сатирике.

Что такое сатира?

Свойственна ли сатира на ваш взгляд традиционной комедии классицизма?

Каковы источники сатиры в комедии «Недоросль»?

III. Определение понятия сатира и комедия.

- Вспомните, пожалуйста, что такое драматическое произведение и в чем его отличия от других жанров?

Драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатление от спектакля.

Греческое слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны (например уроки Митрофанушки и т. д.), но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, место в жизни.

Основные виды драматических произведений — трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором идет здесь речь), комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

Сатира (от лат. sature - смесь, мешанина) - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенство человеческой жизни.

 

IV. Итог урока.

Смешное в комедии Фонвизина не укладывается уже в известную формулу классицизма: «смешить и смехом пользовать». Предметом критики были «тяжелые злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображение в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей1».

Домашнее задание.

Дочитать комедию до конца.

Выбрать понравившиеся сцены и, объединившись в группы, подготовиться к выразительному чтению по ролям.

Охарактеризовать Митрофанушку.

Дп. Задания на стр. 49 пособия