Урок- семинар 8
Герои и события. Проблемы гражданственности.
Цель урока: проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии; семинарское занятие.
Словарная работа: воспитание, образование, добродетель, благонравие.
Информация для учителя.
В старших классах семинар дает возможность учащимся проявить большую самостоятельность, предъявить результаты достаточно продолжительной, трудной творческой работы. Надо, чтобы, готовясь к выступлению, ученик овладевал новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и компоновать отобранное, устанавливать контакт со слушателями и говорить без бумажки. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенны сведения, но найти решение проблемы. Подробнее о школьном уроке-семинаре можно прочитать в книге «Активные формы преподавания литературы», М.: Просвещение, 1991.
Ход урока.
Реализация домашнего задания.
1. Чтение сцен по ролям
2. Характеристика Митрофанушки.
Ученики зачитывают свои характеристики. Совместными усилиями дополняется образ героя.
Учитель предлагает план характеристики героя с целью написания учащимися письменной работы.
Характеристика - описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях. (Определение записывается в тетрадь).
План.
А) Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы
Б) Общие сведения о персонаже
Приведение доказательств и иллюстраций.
Г) Вывод и переход к следующей мысли.
Д) Доказательство, обобщение и новая мысль.
Е) Итоговое обобщение. Иллюстрация плана.
A) Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого человека. Именно так думал Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» - главная мысль.
Б) Митрофанушка- один из главных героев комедии. Это пятнадцатилетний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян - общие сведения о персонаже.
B) Митрофан по-гречески значит «похожий на мать» - логический переход к новой мысли.
Рекомендации к написанию сочинения:
Не злоупотреблять цитатами
Пользоваться разными приемами цитирования
Избегать повторений, подыскивать синонимы.
Употреблять только понятные слова и выражения
Следить за правильностью связи слов в предложении.
Не смешивать прямую и косвенную речи.
Ясно формулировать мысль.
Приводить достаточные доказательства мысли.
Следить за соответствием доказательств и мысли.
Следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.
II. Характеристика речи персонажей.
- О чем свидетельствует речь персонажей комедии?
(Свидетельствует о стремлении автора к жизненной правде. Речь персонажа характеризует саму личность).
- Приведите примеры
Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди восемнадцатого столетия.
Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. - Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, ауле потом - об уме.
Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <...> Но такого закона нет. <...> Ив злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!
Список литературы к семинару.
В мире литературы. 8 кл. Авт.-сост. А.Г. Кутузов, и др. - М.: Дрофа, 1998. С.181.
Благой Д.Д. Д.И. Фонвизин. - М.,1945.
Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. - М.,Л., 1966.
Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. - М., Л., 1961.
Рассадин О.Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д.И. Фонвизине.-М.,1985.
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)», используя план характеристики героя.
Какие средства использует драматург для разоблачения и высмеивания отрицательных персонажей?
Как вы понимаете смысл названия комедии?
(Кутейкин - недоучившийся семинарист и его речь изобилует формами церковно-славянского языка: тьма кромешная, горе мне, грешному, звах бых и приидох и другие).
- В чем особенности речи Цифиркина?
(Он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаватель арифметики. В его речи постоянные подсчеты. А также военные термины. Приводятся примеры.)
- Что еще характеризует речь?
(Речь Кутейкина характеризует его и как человека хитроватого, а Цифиркина же как грубоватого, прямолинейного и честного).
III. Рекомендации по проведению семинарского занятия1.
Учащиеся делятся на 5 групп, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Задания групп 4 и 5 достаточно сложны, поэтому учителю стоит проинструктировать учащихся или заранее проверить подготовленный материал, порекомендовав критическую литературу.
/ группа.
Грамотна ли Простакова и Скотинин?
Как относились к образованию в их семье?
Почему обучается Митрофан?
2 группа.
Чему и как обучается Митрофан?
Глуп ли он?
Как он относится к учению?
3 группа.
Какие учителя обучают Митрофана?
Чему они могут научить? Каковы они?
Как к ним относятся в семье Простаковых?
4 группа.
Что такое воспитание? Какова его цель?
Что такое образование? Какова его цель?
Что главнее - воспитание или образование? (Найдите ответ на этот вопрос в репликах положительных персонажей).
5 группа.
Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.
Почему комедия, в которой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимаются вопросы воспитания?
На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?