Урок- семинар 8

Герои и события. Проблемы гражданственности.

Цель урока: проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии; семинарское занятие.

Словарная работа: воспитание, образование, добродетель, благонравие.

Информация для учителя.

В старших классах семинар дает возможность учащимся проявить большую самостоятельность, предъявить результаты достаточно продолжительной, трудной творческой работы. Надо, чтобы, готовясь к выступлению, ученик овладевал новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и компоновать отобранное, устанавливать контакт со слушателями и говорить без бумажки. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенны сведения, но найти решение проблемы. Подробнее о школьном уроке-семинаре можно прочитать в книге «Активные формы преподавания литературы», М.: Просвещение, 1991.

Ход урока.

Реализация домашнего задания.

1. Чтение сцен по ролям

2. Характеристика Митрофанушки.

Ученики зачитывают свои характеристики. Совместными усилиями дополняется образ героя.

Учитель предлагает план характеристики героя с целью написания учащимися письменной работы.

Характеристика - описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях. (Определение записывается в тетрадь).

План.

А) Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы

Б) Общие сведения о персонаже

Приведение доказательств и иллюстраций.

Г) Вывод и переход к следующей мысли.

Д) Доказательство, обобщение и новая мысль.

Е) Итоговое обобщение. Иллюстрация плана.

A) Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого человека. Именно так думал Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» - главная мысль.

Б) Митрофанушка- один из главных героев комедии. Это пятнадцатилетний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян - общие сведения о персонаже.

B) Митрофан по-гречески значит «похожий на мать» - логический переход к новой мысли.

Рекомендации к написанию сочинения:

Не злоупотреблять цитатами

Пользоваться разными приемами цитирования

Избегать повторений, подыскивать синонимы.

Употреблять только понятные слова и выражения

Следить за правильностью связи слов в предложении.

Не смешивать прямую и косвенную речи.

Ясно формулировать мысль.

Приводить достаточные доказательства мысли.

Следить за соответствием доказательств и мысли.

Следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.

II. Характеристика речи персонажей.

- О чем свидетельствует речь персонажей комедии?

(Свидетельствует о стремлении автора к жизненной правде. Речь персонажа характеризует саму личность).

- Приведите примеры

Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди восемнадцатого столетия.

Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. - Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, ауле потом - об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <...> Но такого закона нет. <...> Ив злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!

Список литературы к семинару.

В мире литературы. 8 кл. Авт.-сост. А.Г. Кутузов, и др. - М.: Дрофа, 1998. С.181.

Благой Д.Д. Д.И. Фонвизин. - М.,1945.

Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. - М.,Л., 1966.

Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. - М., Л., 1961.

Рассадин О.Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д.И. Фонвизине.-М.,1985.

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)», используя план характеристики героя.

Какие средства использует драматург для разоблачения и высмеивания отрицательных персонажей?

Как вы понимаете смысл названия комедии?

(Кутейкин - недоучившийся семинарист и его речь изобилует формами церковно-славянского языка: тьма кромешная, горе мне, грешному, звах бых и приидох и другие).

- В чем особенности речи Цифиркина?

(Он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаватель арифметики. В его речи постоянные подсчеты. А также военные термины. Приводятся примеры.)

- Что еще характеризует речь?

(Речь Кутейкина характеризует его и как человека хитроватого, а Цифиркина же как грубоватого, прямолинейного и честного).

III. Рекомендации по проведению семинарского занятия1.

Учащиеся делятся на 5 групп, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Задания групп 4 и 5 достаточно сложны, поэтому учителю стоит проинструктировать учащихся или заранее проверить подготовленный материал, порекомендовав критическую литературу.

/ группа.

Грамотна ли Простакова и Скотинин?

Как относились к образованию в их семье?

Почему обучается Митрофан?

2 группа.

Чему и как обучается Митрофан?

Глуп ли он?

Как он относится к учению?

3 группа.

Какие учителя обучают Митрофана?

Чему они могут научить? Каковы они?

Как к ним относятся в семье Простаковых?

4 группа.

Что такое воспитание? Какова его цель?

Что такое образование? Какова его цель?

Что главнее - воспитание или образование? (Найдите ответ на этот вопрос в репликах положительных персонажей).

5 группа.

Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

Почему комедия, в которой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимаются вопросы воспитания?

На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?