Урок 9
Образование и воспитание в комедии.
Цель урока: проблема традиции и новаторства в пьесе.
Ход урока.
Проверка домашнего сочинения «Каким я увидел Митрофана (Простакову)».
Проверка степени осмысления содержания пьесы по вопросам:
- В чем вы увидели смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?
- Кто для вас главный герой этого произведения?
(Простакова? - Пьеса о ее судьбе.Митрофан? - Название.
Софья? - Кульминационный центр.
Стародум? - Определяет авторское мнение.)
- Что показалось трудным при прочтении этой старой комедии?
Чем может быть интересен «Недоросль» современному читателю? (Стоит подчеркнуть, что пьеса до сих пор входит в репертуар российских театров).
Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума
(В большом свете водятся премелкие души.
Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.
Невежда без души зверь.
Наличные деньги - не наличные достоинства.
Глупому сыну- не в помощь богатство.
Начинаются чины -перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
И другие).
Что вы можете сказать об этих высказываниях? Устарели ли они?
Какую роль играет Стародум в комедии?
(Возможно роль резонера - героя высказывающего мысли автора).
III. Проблема традиции и новаторства.
Для проведения этой части урока можно разделить задания по вариантам, дать время на подготовку и после этого устроить обмен мнениями.
/ вариант.
В чем традиционность комедии «Недоросль»?
// вариант.
В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма в драматургии?
(В ответах учащиеся I группы подчеркнут, что герои делятся на положительных и отрицательных (4 и 4), все герои наделены говорящими фамилиями, а положительные герои являются воплощением одной черты, героем-резонером является Стародум; в основном соблюдаются правила трех единств).
Новаторство Фонвизина в том, что в комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии), отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; при создании характеров героев используется речевая характеристика. Отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций.
Домашнее задание.
Повторить биографию М.В. Ломоносова.
Подготовить краткие сообщения по темам:
Биография Ломоносова,
Открытия Ломоносова в области физики, химии, прикладных разработках