Урок 9

Образование и воспитание в комедии.

Цель урока: проблема традиции и новаторства в пьесе.

Ход урока.

Проверка домашнего сочинения «Каким я увидел Митрофана (Простакову)».

Проверка степени осмысления содержания пьесы по вопросам:

- В чем вы увидели смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?

- Кто для вас главный герой этого произведения?
(Простакова? - Пьеса о ее судьбе.

Митрофан? - Название.

Софья? - Кульминационный центр.

Стародум? - Определяет авторское мнение.)

- Что показалось трудным при прочтении этой старой комедии?

Чем может быть интересен «Недоросль» современному читателю? (Стоит подчеркнуть, что пьеса до сих пор входит в репертуар российских театров).

Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума

(В большом свете водятся премелкие души.

Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.

Невежда без души зверь.

Наличные деньги - не наличные достоинства.

Глупому сыну- не в помощь богатство.

Начинаются чины -перестает искренность.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

И другие).

Что вы можете сказать об этих высказываниях? Устарели ли они?

Какую роль играет Стародум в комедии?

(Возможно роль резонера - героя высказывающего мысли автора).

III. Проблема традиции и новаторства.

Для проведения этой части урока можно разделить задания по вариантам, дать время на подготовку и после этого устроить обмен мнениями.

/ вариант.

В чем традиционность комедии «Недоросль»?

// вариант.

В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма в драматургии?

(В ответах учащиеся I группы подчеркнут, что герои делятся на положительных и отрицательных (4 и 4), все герои наделены говорящими фамилиями, а положительные герои являются воплощением одной черты, героем-резонером является Стародум; в основном соблюдаются правила трех единств).

Новаторство Фонвизина в том, что в комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии), отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; при создании характеров героев используется речевая характеристика. Отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций.

Домашнее задание.

Повторить биографию М.В. Ломоносова.

Подготовить краткие сообщения по темам:

 

Биография Ломоносова,

Открытия Ломоносова в области физики, химии, прикладных разработках