Урок 19

Романтическая лирика начала века.

К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев,

Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский (на выбор).

Защита литературных газет.

Рекомендации для учителя.

Продолжаем обзорное знакомство с романтической лирикой начала века. Предложим такую форму урока, как защита литературных газет. Подготовку к этому уроку начнем за 10-14 дней до его проведения. Разделим класс на группы. Каждая группа определится с именем поэта, которому будет посвящена литературная газета. Одни будут подбирать к этой газете материал (биография, очерк творчества, викторины, кроссворды, высказывания критиков, интересная информация, иллюстрации т.д.), другие - оформлять газету, третьи - защищать ее на уроке (знакомить с материалом, читать стихи, исполнять музыкальные произведения и т.д.). После такого урока газеты еще какое-то время висят в кабинете.

Ход урока.

Разбор понятия лирика.

Лирика — это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизнь человека (его интересы — личные и общественные; его на­строения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.

Лирический герой - это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей. Лирический герой и его автор как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта. Очень точно сказал об этом В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем. Я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека...»

II. Защита литературных газет.

Домашнее задание.

Выучить наизусть любое стихотворение поэта начала века (по выбору ученика).