Урок 20

Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум.

Цель урока:       обучение анализу стихотворения на примере стихотворения Е. Баратынского «Элегия».

Словарная работа: элегия, мироощущение.

Ход урока.

I.                   Проверка домашнего задания - чтение учащимися стихотворений наизусть.

 

II.   Работа с классом. Анализ лирического произведения.
Предложим следующий план анализа.

-       Творческая история.

-       Тема и идея.

-       Композиция и внутренний сюжет (если есть).

-       Лирический герой и система образов.

-       Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса.

-       Жанр.

-       Эмоциональная окраска.

-       Особенности ритмики, размера, рифмы.

-       Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

-   Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.
Методический комментарий.

Предлагаемый план условен, последовательность частей анализа, как и их наполненность, может быть условна и зависеть от уровня подготовки учащихся, целей анализа, особенностей самого поэтического текста.

Обязательным является обучение осуществлению связей и плавных переходов от одной части анализа к другой.

Главное научить чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания, чтобы правильно читать и воспринимать поэтический текст.

Предложим для анализа на уроке стихотворение Е.А. Баратынского «Элегия».

 

III.  Выразительное чтение стихотворения.

Элегия

Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит! Блажен, за ним кто не бежит, Но сам в себе его находит! В печальной юности моей Я был счастлив - одну минуту, Зато, увы! и горесть л юту Терпел от рока и людей! Обман надежды нам приятен, Приятен нам хоть и на час! Блажен, кому надежды глас

В самом несчастьи сердцу внятен!

Но прочь уже теперь бежит

Мечта, что прежде сердцу льстила;

Надежда сердцу изменила,

И вздох за нею вслед летит!

Хочу я часто заблуждаться,

Забыть неверную... но нет!

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

На свете все я потерял,

Цвет юности моей увял:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

(1804 -1805)

IV. Беседа - анализ.

- Что характерно для жанра, элегии, как это проявляется в стихотворении?

Элегия - (от греч. «жалоба») - лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

- О чем размышляет поэт?

- Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? Что он чувствует?

,- К какому литературному направлению можно отнести это произведение?

-  О каком свойстве счастья размышляет автор? Что он думает об этом?

-  Как развивается эта мысль в стихотворении? С чем в жизни человека связано состояние счастья или его отсутствие? (Проследим развитие лирической мысли по четверостишиям).

- Как автор передает ощущение скоротечности, эфемерности счастья?

Обратим внимание на:

а)      словесный ряд, соотнесенный со словом счастье («одна минута», «обман надежды», «мечта бежит», «надежда сердцу изменила», «все потерял»);

б) антитезы (счастье - «горесть люта», Медленно приходит -скоро уходит);

в) эпитеты (печальна юность, несносна правда...).

- Для чего в стихотворение введена высокая лексика?

- Какие предложения преобладают и почему?

 

-  Какую смысловую нагрузку несут повторы междометий, другие повторы?

-  Какие мысли и чувства вызвало у вас это лирическое стихотворение? Чем оно интересно современному читателю?

-   

Домашнее задание

1.              Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения.

2.              Подготовленным учащимся можно дать задание самостоятельно проанализировать стихотворение поэта-романтика начала XIX века.

Литература к уроку:

Б. Городецкий. Русские лирики: Историко-литературные очерки.-Л. 1974 В. Коровин. Поэты пушкинской поры.-М.,1980. В. Коровин. Русская поэзия XIX века. - М.,1997 И. Семёнко. Поэты пушкинской поры. - М., 1970