Урок 2

Художественное совершенство комедии «Горе от ума»,

ее персонажи, исходные мотивы сюжета.

Цели урока: понять своеобразие комедии А.С. Грибоедова — в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям; продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Оборудование:

1. Титульный лист первого издания комедии;

2.   Иллюстрации к 1-му действию комедии;

3.   Магнитофонная запись 7-го явления 1-го действия (появление Чацкого в доме Фамусовых) (из спектакля).

Ход урока.

I. Опрос.

Задание: подтвердить или опровергнуть следующую информацию, дополнить ее.

1)   Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.

2)   В 13 лет поступил в университет.

3)   Закончил за 6,5 лет 2 факультета.

4)   Знал 4 языка: английский, французский, немецкий, итальянский.

5)   Грибоедов — замечательный композитор.

6)   Грибоедов — известный дипломат.

7)   Участвовал в войне 1812г.

8)   В Персию сослан за причастность к восстанию декабристов.

9)   «Горе от ума» — трагедия.

 

10) «Горе от ума» написано в 1826 г.

11) Грибоедов щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.

12) Гибель его была случайной.

13) Погиб в Тифлисе.

14) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.

 

II. Работа с карточками.

Два ученика выбирают карточки.

Карточка \. Задание: рассказать об истории создания комедии «Горе oт ума».

Карточка 2. Задание: рассказать о правилах классицистической драмы.

(Ученики отвечают на вопросы карточек.)

III.  Учитель. Итак, только что мы вспомнили правила, в соответствии с которыми строили свои произведения писатели-классицисты. Проследим, какие из этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие —нарушены.

            Сохраняется единство времени?

(Да, действие укладывается в рамки 1 дня.)

            Сохраняется ли единство места?

(Да, события развиваются в доме Фамусова.)

            А единство действия сохранено?
(Нет, в пьесе уже не один конфликт.)

(При ответе на вопросы ученики рассуждают и о некоторых проблемах комедии.)

Все совершенно верно отметили, что автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т. д.

Соблюдается в комедии композиционный принцип: в пьесе 4 действия; в 3-м — кульминация, в 4-м — развязка. Среди традиционных классицистических черт можно также отметить наличие любовного треугольника, присутствие резонёра, т. е. выразителя авторской позиции (в комедии их даже двое — Чацкий и Лиза). Сохраняет Грибоедов и «говорящие» фамилии.

Прочитаем афишу «Горя от ума». Назовите фамилии героев, которые дают представление о характере их обладателей.

(Фамусов, Молчалин, Репетилов, Тугоуховские, Хлёстова, Скалозуб, Хрюмины).

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий - представитель эпохи декабризма, впитавший в себя ее идеи и настроения.

IV.           Работа над текстом комедии.

Учитель. А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. Перед нами титульный лист первого издания «Горя от ума». На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь, где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Действие разворачивается в доме Фамусова.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX века. Мы входим в гостиную.

(Чтение учениками 1-го и 2-го явления 1-го действия.)

Учащиеся знакомятся с классификацией    героев драматургических произведений:

Главные герои --герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет ход событий).

Второстепенные герои также участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.

Герои-маски - их образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы.

Внесценические персонажи - герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

  Можем ли мы дать индивидуальную характеристику каждого героя, исходя из этой классификации?

  Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

  Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает тайных свиданий дочери и Молчалина?

  С какого явления начинается завязка действия?

(С 7-го, в котором на сцене появляется Чацкий.)

(Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления.) Беседа по содержанию 7-го явления:

  Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера героя сразу же бросаются в глаза?

  Как встречает его Софья?

Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Итак, анализируя первое действие комедии, мы познакомились с действующими лицами.

Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина?

(Он «глуп сердцем».)

Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чем его своеобразие?

В комедии два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета. В 1 -ом действии развивается любовная линия, социальная же только намечена колкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

Домашнее задание.

1        Дочитать комедию;.

2        Определить смысл слова «ум»

3        Заполнить таблицу (лучше использовать цитаты из текста).

 

Отношение героев к

Чацкий

Фамусовское общество

а) отношение к народу и крепостному праву    
б) отношение к идеалам    
в) отношение к просвещению    
г) отношение к службе    
д) отношение к иностранному    
е) отношение к богатству и чинам    
ж) отношение к любви, браку, счастью