Урок 2
Художественное совершенство комедии «Горе от ума»,
ее персонажи, исходные мотивы сюжета.
Цели урока:
понять своеобразие комедии А.С. Грибоедова — в сравнении с традициями
классицизма; приступить к анализу комедии по действиям;
продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.
Оборудование:
1.
Титульный лист первого издания комедии;
2.
Иллюстрации к 1-му действию комедии;
3.
Магнитофонная запись 7-го явления 1-го действия (появление Чацкого в доме
Фамусовых) (из спектакля).
Ход урока.
Задание: подтвердить или опровергнуть следующую информацию, дополнить ее.
1)
Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.
2)
В 13 лет поступил в университет.
3)
Закончил за 6,5 лет 2 факультета.
4)
Знал 4 языка: английский, французский, немецкий, итальянский.
5)
Грибоедов — замечательный композитор.
6)
Грибоедов — известный дипломат.
7)
Участвовал в войне 1812г.
8)
В Персию сослан за причастность к восстанию декабристов.
9)
«Горе от ума» — трагедия.
10)
«Горе от ума» написано в 1826 г.
11)
Грибоедов щедро
награжден правительством за подписание мирного
договора с Персией.
12)
Гибель его была случайной.
13)
Погиб в Тифлисе.
14)
Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.
II.
Работа с карточками.
Два ученика выбирают карточки.
Карточка \. Задание:
рассказать об истории создания комедии «Горе oт ума».
Карточка 2.
Задание: рассказать о правилах классицистической драмы.
(Ученики отвечают на вопросы карточек.)
III.
Учитель. Итак,
только что мы вспомнили правила, в соответствии
с которыми строили свои произведения писатели-классицисты.
Проследим, какие из этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие —нарушены.
—
Сохраняется единство времени?
(Да, действие укладывается в рамки 1 дня.)
—
Сохраняется ли единство места?
(Да, события развиваются в доме Фамусова.)
—
А единство действия сохранено?
(Нет, в пьесе уже не один конфликт.)
(При ответе на вопросы ученики рассуждают и о некоторых проблемах
комедии.)
Все совершенно верно отметили, что автор касается множества серьезных вопросов
общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о
дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости
человеческой личности, об общественном призвании человека и его гражданском
долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и
воспитания и т. д.
Соблюдается в комедии композиционный принцип: в пьесе 4 действия;
в 3-м — кульминация, в 4-м — развязка. Среди традиционных классицистических черт
можно также отметить наличие любовного треугольника, присутствие
резонёра, т. е. выразителя авторской позиции (в комедии
их даже двое — Чацкий и Лиза). Сохраняет Грибоедов и «говорящие»
фамилии.
Прочитаем афишу «Горя от ума». Назовите фамилии героев, которые дают
представление о характере их обладателей.
(Фамусов, Молчалин, Репетилов, Тугоуховские, Хлёстова, Скалозуб, Хрюмины).
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий - представитель эпохи
декабризма, впитавший в себя ее идеи и настроения.
IV.
Работа над текстом комедии.
Учитель.
А
теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. Перед нами титульный лист
первого издания «Горя от ума». На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и
репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и
Саратовская глушь, где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного
общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Действие
разворачивается в доме Фамусова.
Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX
века. Мы входим в гостиную.
(Чтение учениками 1-го и 2-го явления 1-го действия.)
Учащиеся знакомятся с классификацией
героев драматургических
произведений:
Главные герои
--герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет
ход событий).
Второстепенные герои также
участвуют в развитии действия, но прямого
отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны
менее глубоко, чем образы главных героев.
Герои-маски
- их
образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные
«приметы времени» или как вечные человеческие типы.
Внесценические персонажи - герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и
участия в действии не принимают.
—
Можем ли мы дать индивидуальную характеристику каждого героя,
исходя из этой классификации?
—
Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
—
Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает
тайных
свиданий дочери и Молчалина?
—
С какого явления начинается завязка действия?
(С 7-го, в котором
на сцене появляется Чацкий.)
(Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления.)
Беседа по содержанию 7-го явления:
—
Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера
героя сразу же бросаются в глаза?
—
Как встречает его Софья?
—
Каким образом Чацкий пытается вернуть
«тон прежних отношений» с
возлюбленной?
—
Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой
враждебностью? Почему?
—
Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не
видит достойных претендентов
на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Итак, анализируя первое действие комедии, мы познакомились с действующими лицами.
—
Понимает ли, наконец, Чацкий, что
Софья влюблена в Молчалина?
(Он «глуп сердцем».)
—
Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чем его своеобразие?
В комедии два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в
социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший».
Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета. В 1
-ом действии развивается любовная линия, социальная же только намечена колкими
замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
Домашнее задание.
1
Дочитать комедию;.
2
Определить смысл слова «ум»
3
Заполнить
таблицу (лучше использовать цитаты из текста).
Отношение
героев к |
Чацкий |
Фамусовское
общество |
|
а) отношение к |
народу и крепостному праву |
||
б) отношение к |
идеалам
|
||
в) отношение к |
просвещению
|
||
г) отношение к |
службе
|
||
д) отношение к |
иностранному
|
||
е) отношение к |
богатству и чинам |
||
ж) отношение к |
любви, браку, счастью |