Урок 3.

«Век нынешний и век минувший».

 Нравственный конфликт в комедии.

Цели урока:

познакомить учащихся со 2-ым действием комедии,

продолжить формирование навыков анализа драматическою произведения;

стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.

Ход урока.

I. Реализация домашнего задания - работа с таблицами.

II. Работа с текстом.

Учитель. Сегодня мы продолжаем изучение бессмертной комедии Грибоедова Обратимся ко 2-му действию.

- Вспомните конец 1-го действия. (Ответ ученика )

Послушайте 1-ое явление 2-го действия. (Выразительно читает ученик, подготовленный заранее )

 Ответьте на вопросы:

Каково настроение Фамусова в начале монолога'? Что его беспокоит'?

Как меняется его настроение к концу речи9 Что успокаивает героя?

Как нос [роил комедию автор?

Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и Фамусова).

Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?

Это люди одной эпохи или разных?

Что важно для «века минувшего»

А что важно для Чацкого

—- Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении9

(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах1 Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек! », «Да он властей не признает!» и т.д Возникает комическая ситуация, получившая название «qwi pro qwo» — «кто про что»)

В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?

К какому поколению по возрасту ближе полковник? (К поколению Чацкого.) А по мировоззрению

Итак, после «оды»   Фамусова Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?»

Чем вызван этот протест?

Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?

Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?

С 7-го по 14-ое явление развивается любовная тема. Получается не один, а целых 3 любовных треугольника. Каких?

— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина?

Во 2-ом действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили основное содержание этих конфликтов.

Домашнее задание.

1     Прочитать 3-е действие комедии. Проанализировать движение конфликтов и развитие образов персонажей;

2     Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова;

3     Проследить, где наступает кульминационный момент в развитии действия;

4   Дать характеристику гостям Фамусова (в порядке их прибывания на вечер).