Урок 4
Чацкий в поединке с «обществом»
Цели урока:
проанализировать с учащимися 3-е действие комедии;
формировать умение
составлять социально-психологическую характеристику персонажа.
Оборудование:
иллюстрации к комедии
«Горе от ума» (авторы: И.Кузьмин, II.
Соколов, Д. Кардовский и др.).
Ход урока.
Чтение наизусть 3-х монологов из 2-го действия: монолога Чацкого «А судьи кто?»; монологов Фамусова
«Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновкой!».
II.
Работа с текстом.
Учитель.
Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во 2-ом действии?
(Ученики отвечают»)
В 3-ем действии Чацкий снова в доме Павла
Афанасьевича.
—
С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи.)
—
Меняется ли Чацкий? Каким вы видите его на балу?
—
Как встречает его Софья?
—
Что отталкивает ее от Чацкого?
—
В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и
Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь». Он
перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? (Проследите по тексту)
Каких достоинств он не находит в нем?
—
Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?
(У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин — «жалкое
созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его
любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что
Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)'
—
Действительно
ли Софья любит «выдуманного» героя или видит
все те недостатки, которые перечислил Чацкий?
—
Почему Софья, довольно умная девушка, независимая в своих
суждениях: «Что мне молва?» (1 д., явл. 5) или «Да что мне до кого?»
(2 д., явл. 11),— предпочитает Молчалина?
(Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность
его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах девушки. Кроме
того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им, как она думает (за
примерами далеко ходить не нужно -— у неё перед глазами семья Горичей), Еще Пушкин говорил, что Софья
«...начертана неясно»» В ней действительно есть все задатки недюжинной натуры,
живого ума. Но, как отмечает Гончаров в своем критическом этюде «Мильон
терзаний», она «заглублена в
духоте», Обстановка в доме Фамусова: лицемерие, сентиментальность, ханжество, — приближают героиню к «веку
минувшему».)
—
Проследив диалог Чацкого с Молчаливым,
ответьте на вопрос, права ли Софья в
оценке Молчалина?
—Каким видится вам Молчалин?
(Молчалин — «деловой» (по определению Фамусова) человек, человек нового поколения, с очень цепкой
жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, всем угодить» Для
Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и
заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий
не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно» Это очень опасный противник, новый тип
проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время,
удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)
С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости.
—
Кто появляется сначала?
—
Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло?
(Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, движения,
взгляды, — опекает его как ребенка, превратила его в дряхлую развалину» Чацкому
не о чем с ним даже поговорить.)
Появляются Тугоуховские.
—
Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?
—
Что представляет собой графиня «внучка» Хрюмина?
—
Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлёстову?
С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает
свои мысли о Молчалине, Софья злится на него.
—
Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?
—
Софья сделала это нарочно?
—
Что происходит на сцене в явлениях с 15-го по 22-е (до
приезда
Чацкого)?
—
Почему все подхватывают сплетню?
(Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой
стороны, его поведение расценивается как
социальное безумие.)
—
Где, с вашей точки зрения, происходит кульминационный момент произведения?
(Столкновение Чацкого с «больным» обществом.)
Сам того не осознавая, герой настроил всех против себя. Он произносит
страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается
очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит и о судьбе
России)...
—
В чем вы видите комизм ситуации?
Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в трагическом
положениях. Трагизм, в том, что он поднимает действительно важные
вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм— его никто, оказывается, не слушал. Он зря
потратил весь пыл своего красноречия. И на кого?! На княжон? На Хрюминых?..
Домашнее задание.
1
Подумайте над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого
с
московским обществом?
2
Обратите внимание на язык персонажей;
3
Выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений;
4
Индивидуальное задание: сценическая история «Горя от
ума».