Урок 4

Чацкий в поединке с «обществом»

 

Цели урока: проанализировать с учащимися 3-е действие комедии;

формировать умение составлять социально-психологическую характеристику персонажа.

Оборудование: иллюстрации к комедии «Горе от ума» (авторы: И.Кузьмин, II. Соколов, Д. Кардовский и др.).

Ход урока.

I. Опрос.

Чтение наизусть 3-х монологов из 2-го действия: монолога Чацкого «А судьи кто?»; монологов Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновкой!».

II.           Работа с текстом.

Учитель. Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во 2-ом действии?

(Ученики отвечают»)

 В 3-ем действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича.

  С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи.)

  Меняется ли Чацкий? Каким вы видите его на балу?

Как встречает его Софья?

Что отталкивает ее от Чацкого?

В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? (Проследите по тексту) Каких достоинств он не находит в нем?

Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?

(У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин — «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)'

Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?

Почему Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (1 д., явл. 5) или «Да что мне до кого?» (2 д., явл. 11),— предпочитает Молчалина?

(Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им, как она думает (за примерами далеко ходить не нужно -— у неё перед глазами семья Горичей), Еще Пушкин говорил, что Софья «...начертана неясно»» В ней действительно есть все задатки недюжинной натуры, живого ума. Но, как отмечает Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний», она «заглублена в духоте», Обстановка в доме Фамусова: лицемерие, сентиментальность, ханжество, — приближают героиню к «веку минувшему».)

Проследив диалог Чацкого с Молчаливым, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?

—Каким видится вам Молчалин?

(Молчалин — «деловой» (по определению Фамусова) человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, всем угодить» Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно» Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)

С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости.

  Кто появляется сначала?

  Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло?

(Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, движения, взгляды, — опекает его как ребенка, превратила его в дряхлую развалину» Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)

Появляются Тугоуховские.

Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?

Что представляет собой графиня «внучка» Хрюмина?

Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлёстову?

С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него.

Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?

Софья сделала это нарочно?

Что происходит на сцене в явлениях с 15-го по 22-е (до приезда Чацкого)?

Почему все подхватывают сплетню?

(Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие.)

            Где, с вашей точки зрения, происходит кульминационный момент произведения?

(Столкновение Чацкого с «больным» обществом.)

Сам того не осознавая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит и о судьбе России)...

           В чем вы видите комизм ситуации?

Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в траги­ческом положениях. Трагизм, в том, что он поднимает действительно важ­ные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм— его никто, оказывается, не слушал. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого?! На княжон? На Хрюминых?..

 Домашнее задание.

1      Подумайте над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом?

2      Обратите внимание на язык персонажей;

3      Выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений;

4      Индивидуальное задание: сценическая история «Горя от ума».