Урок 5
Смысл названия комедии «Горе от ума».
Цели урока:
анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода;
совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового
своеобразия;
определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа.
Оборудование:
иллюстрации к последнему действию комедии; фотографии актеров в роли героев
«Горя от ума»: В. Качалова, А. Миронова, С. Юрского — в роли Чацкого, К. Лаврова — в роли Молчалина,
Т. Васильевой — в роли Софьи.
Ход урока.
На прошлом занятии мы остановились на 3-ем, кульминационном, действии «Горя от
ума». Действие 4-ое — развязка.
В ходе урока подумайте над вопросом: имеет ли завершение социальный конфликт?
Итак, начало 4-го действия: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за
скучный бал:
«...Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! ... И не с кем говорить,
и не с кем танцевать...»
Но гут появляется запоздавший гость — Репетилов.
— Что вы можете сказать о Репетилове? Какова роль появления этого персонажа?
—
Кем его считают окружающие?
(Он — болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего
и не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает
комический эффект. Этот персонаж — пародия на главного героя как представителя
«века нынешнего», это пародия на декабристов.)
Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему
вынесен окончательно и отмене не подлежит.
Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.
П. Чтение по ролям явлений 10—13.
—
Как вы думаете, может ли Софья со
временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?
III.
Комментированное чтение 14-го и 15-го
явлений.
—
Снова обратимся к вопросу, имеет ли развязку конфликт общественный?
(Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)
—
Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?
—
Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она
его «надеждой завлекала»?
—
Что больше беспокоит московское общество, судьба Чацкого
или
мнение о произошедшем княгини Марьи Алексеевны?
—
Как вы думаете, есть победившие в споре между «веком нынешним»
и «веком минувшим»?
IV.
Слово учителя.
Многими исследователями отмечалось, что Чацкий близок самому автору. Он
равнодушен к чинам, карьере, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он
критически относится к свету. Автор
подчеркивает полную несовместимость мировоззрений героя и патриархальной
фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух (не языков!)
мировоззрений — «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой
набрался «вольных мыслей», но
совершенно утратил способность понимать окружающую
действительность.
Долгое время критика единодушно уверяла читателя, что Чацкий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но
разве Чацкий похож на декабриста? Да, его
«вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так
чувствовали многие образованные люди того
времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем-бойцом?
Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то
или пропагандировать свои взгляды (вспомните, он и высказывает-то их, в
основном, случайно). Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, повредило
лишь ему самому.
Итак, Чацкий — не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует
свою общественную невостребованность, ведь он — человек активный, деятельный по
натуре, переполненный романтических чувств и порывов.
Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет
верх: оно не имеет будущего.
— Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба
Чацкого?
V. Подведение итогов.
Реализация домашнего задания.
Мы закончили изучение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее,
комедия — первое реалистическое произведение. Прежде всего, характерен для реализма конфликт: общественно-политический. Пьесу отличает
историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и
многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта — это свидетельство
новаторства Грибоедова в создании социально-политической
комедии нового типа.
Обратим внимание на то, что комедия написана стихами и прекрасным
русским народным языком.
«Горе от ума» написано вольным ямбом. Еще в 1825 году А.С. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О
стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу». И он оказался совершенно прав.
— Давайте зачитаем афоризмы, которые вы выписали из комедии.
(Учащиеся зачитывают афоризмы, пословицы, поговорки. Учитель их комментирует»)
«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера
вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на
сцене, в действии. Поэтому, прежде чем
поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю
«Горя от ума».
(Пока ученик делает сообщение, обращаем внимание на фотографии знаменитых
артистов: Качалова, Миронова, Юрского — в роли Чацкого и
др.)
Для подготовки доклада рекомендована книга О.Л. Кудряшова «Театр
А.С. Грибоедова». (М., 1983).
-
Почему же «Горе от ума» И что такое «ум»?
-
«Умен» ли Чацкий? Разве только он в «умен» комедии?
Домашнее задание.
1
Подготовиться к
зачетной (тестовой) контрольной работе по произведению;
2
Написать сочинение на одну из предложенных тем.
1.
Мои размышления...
2.
«Век нынешний и век минувший».
3.
«А судьи кто?»
4.
Проблема «ума» в комедии А.С. Грибоедова.
5.
Таким я вижу Александра Андреевича Чацкого.
6.
Чацкий и Молчалин.
7.
«Софья начертана неясно»: образ Софьи Фамусовой.