Урок 6

Итоговый урок по комедии Грибоедова «Горе от ума»

Цели урока: выявить черты классицизма, реализма и романтизма в произведении; развивать умение выявлять и формулировать концептуальные идеи критической статьи;

выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» — произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из ряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И.А. Гончаров: «Комедия „Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, таинственная судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался дать полного, цельного анализа произведения. Критический этюд И.А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только спустя почти 50 лет с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил коме­дию Грибоедова, поставив ее в ряд лучших произведений XIX века.

«...комедия „Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и... — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах...». «... Как картина, она, без сомнения, громадна <...> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

 

II. Выявление черт различных жанров в комедии.

Комедия «Горе от ума» была написана во времена господствования классицизма, хотя в целом, в литературе развивались реализм и романтизм. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода произведения: комедия обладает как традиционными классическими чертами, так и чер­тами реализма и романтизма.

1. Черты классицизма:

-  Соблюдается принцип трех единств: единство времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); формально существует одна сюжетная линия Софья-Молчалин-Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей;

-  Сохраняется традиционная «система амплуа»: сюжет основан на любовном треугольнике; отец, не догадывающийся о любви дочери; служанка, помогающая влюбленным;

Отступлением от традиции является то, что Чацкий - резонер и герой-любовник одновременно, хотя как герой-любовник он потерпел фиаско. Но и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображен с явно негативной оценкой автора. Фамусов является, кроме ничего незнающего отца, еще и идеологом «века минувшего». Поэтому, можно утверждать, что традиционные рамки амплуа в комедии расширены.

- Присутствует принцип «говорящих фамилий» (учащиеся приводят примеры с объяснениями). Эти фамилии можно разделить на три типа: 1) фамилии, указывающие на какую-либо черту героя; 2) оценивающие фамилии; 3) ассоциативные фамилии-    Комедия построена по классическим канонам:4 действия; в 3-ем - кульминация, в 4-м - развязка.

2. Черты реализма:

- Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические обстоятельства, точность в деталях.

Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5-10) - в комедии их более 20.

- Комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передаст интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей.

3. Черты романтизма:

- Романтический характер конфликта;

- Наличие трагического пафоса;

- Мотив одиночества и изгнанничества главного героя;

- Путешествие главного героя как спасение от прошлого.

 

Домашнее задание.

Ознакомьтесь с критическим этюдом И.А. Гончарова, сделайте записи по следующим пунктам:

1. Что такое вообще «Горе от ума»?

2.   «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут».

3.   «Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»

4.   «Чацкого роль — роль страдательная <...> хотя она в то же время и всегда победительная».

5.  Софья: «смесь хороших инстинктов с ложью <...> путаница понятий, умственная и нравственная слепота...».

6. «Живучесть» роли Чацкого.

IV. Викторина.

Школьникам предлагается викторина (в виде теста), дающая возможность проверить, насколько внимательно ребята ознакомились с текстом произведения.