Урок 6
Итоговый урок по комедии Грибоедова «Горе от ума»
Цели урока:
выявить черты классицизма, реализма и романтизма в произведении; развивать
умение выявлять и формулировать концептуальные
идеи критической статьи;
выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.
Ход урока.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» — произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из
ряда произведений «на все
времена». Вот как об этом сказал И.А. Гончаров: «Комедия „Горе от
ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью,
свежестью и более крепкой живучестью от других произведений
слова». С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная,
таинственная судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и,
наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не
решался дать полного, цельного анализа произведения. Критический этюд
И.А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только спустя почти 50 лет с
момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию
Грибоедова, поставив ее в ряд лучших произведений XIX
века.
«...комедия „Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов,
и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и... — больше
всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах...». «... Как
картина, она, без сомнения, громадна <...> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся
прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».
II.
Выявление черт различных жанров в
комедии.
Комедия «Горе от ума» была написана во времена господствования классицизма, хотя в целом, в литературе
развивались реализм и романтизм. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода
произведения: комедия обладает как традиционными классическими чертами, так и чертами
реализма и романтизма.
1.
Черты классицизма:
-
Соблюдается принцип трех единств: единство времени и места (действие
укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); формально существует одна сюжетная линия
Софья-Молчалин-Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей;
-
Сохраняется традиционная «система амплуа»: сюжет основан на
любовном треугольнике; отец, не догадывающийся о любви дочери; служанка,
помогающая влюбленным;
Отступлением от традиции является то, что Чацкий - резонер и герой-любовник
одновременно, хотя как герой-любовник он потерпел фиаско. Но и Молчалин не совсем подходит под это
амплуа, так как изображен с явно негативной оценкой автора. Фамусов является,
кроме ничего незнающего отца, еще и идеологом «века минувшего». Поэтому, можно
утверждать, что традиционные рамки амплуа в комедии расширены.
-
Присутствует принцип «говорящих
фамилий» (учащиеся приводят примеры с объяснениями). Эти фамилии можно разделить
на три типа: 1) фамилии, указывающие
на какую-либо черту героя; 2) оценивающие фамилии; 3) ассоциативные фамилии- Комедия
построена по классическим канонам:4 действия; в 3-ем -
кульминация, в 4-м - развязка.
2.
Черты реализма:
-
Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические
обстоятельства, точность в деталях.
Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого
конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических
(5-10) - в комедии их более 20.
-
Комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передаст
интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных
персонажей.
3.
Черты романтизма:
-
Романтический характер конфликта;
-
Наличие трагического пафоса;
-
Мотив одиночества и изгнанничества главного героя;
-
Путешествие главного героя как спасение от прошлого.
Домашнее задание.
Ознакомьтесь с критическим этюдом И.А. Гончарова, сделайте записи
по следующим пунктам:
1.
Что такое вообще «Горе от ума»?
2.
«Соль,
эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда
не умрут».
3.
«Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе. Как нет
движения?»
4.
«Чацкого роль —
роль страдательная <...> хотя она в то же время
и всегда победительная».
5.
Софья: «смесь хороших инстинктов с
ложью <...> путаница понятий,
умственная и нравственная слепота...».
6.
«Живучесть» роли Чацкого.
IV. Викторина.
Школьникам предлагается викторина (в виде теста), дающая возможность
проверить, насколько внимательно ребята ознакомились с текстом
произведения.