Урок 40

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова.

Темы лермонтовской лирики. Лекция.

Цели урока: дать понятие «лирического героя», попытка характеристики лирического героя поэзии Лермонтова с указанием стихотворений, обучение работе во время лекции.

Словарная работа: инверсия.

Информация для учителя.

Надо постараться избежать упрощенного понимания стихотворений М.Ю. Лермонтова, для этого целесообразно начать знакомство с нею с обзорной лекции, в которой могут быть предложены некоторые ключи к пониманию изучаемых стихотворений.

Материал для лекции.

В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии XIX века: поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема — заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть». Об этом писал П. Бицилли: «Всю его "[Лермонтова] недолгую жизнь его занимали, собственно говоря, две темы: - тема смерти и тема «другого мира» Все его произведения так или иначе группируются вокруг этих двух центров, где его внутренний мир отразился с наибольшей отчетливостью, простотой и наглядностью». Две темы утверждает Бицилли. Мы возразим: одна; ведь тема смерти прямо следует из темы «другого мира»'

Тема поэзии

В поздней лирике Лермонтова звучит настойчивый призыв, обращенный к поэту: «Не пиши стихов» («Не верь себе...», «Журналист, читатель и писатель»). Как же понимать отказ от поэтической речи при той миссии, что берет на себя лирический герой Лермонтова, — поэта-пророка, поэта-визионера? Так ведь поэт молчит вовсе не потому, что слаб, а потому, что слишком причастен небу и бездне. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» указаны два возможных источника поэтического вдохновения. Светлое начало творчества — от Бога:

Восходит чудное светило
В душе проснувшейся едва:
На мысли, дышащие силой,
Как жемчуг нижутся слова...
Тогда с отвагою свободной
Поэт на будущность глядит,
И мир мечтою благородной
Пред ним очищен и обмыт.

 

Есть в душе поэта и другое начало — от демона:

Бывают тягостные ночи:

Без сна, горят и плачут очи,

На сердце — жадная тоска;

Дрожа, холодная рука

Подушку жаркую объемлет;

Невольный страх власы подъемлет;

Но к какому бы полюсу ни стремился поэт — «над бездной адскою блуждая» или провозглашая стих, подобный «божьему духу», он все равно несовместим с веком, с «сегодняшней» толпой:

Его чело меж облаков,

Он двух стихий жилец угрюмый,

И, кроме бури да громов,

Он никому не вверит думы

Поэт мог и должен был служить народу былого времени — «богатырям» в сравнении с «нынешним племенем»:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу — постыдно для избранника высших сил:

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый!..

Пускай! Я им не дорожил.

Что остается поэту? Мирный уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, // Лучами радостно играя». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть — посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».

Тема природы

В романтической поэтике описание природы, климата и погоды — всегда, есть выражение внутреннего состояния лирического героя. Его страсти исключительны; вот им ищутся соответствия в мире природы. Безудержным порывам романтического «я» должно соответствовать стихийное в природе (море — лучше в шторм, ветер — лучше ураган, водопады и вулканы), его взлетам — высокое в природе (горы, небо), падениям — страшное (пропасти). Исключительность поэта подчеркивается необычностью природы: поэтому из пейзажной лирики исключается все будничное и привычное. Зато весьма желательна экзотика — то, что Пушкин называл «роскошью природы»; для России экзотика— это Кавказ.

Картины природы, описываемые ранним Лермонтовым, вполне соответствуют романтическому канону; только его горы еще выше, а моря — еще глубже, чем было принято. Душевное состояние лермонтовского лирического героя выражает себя не просто в масштабном, а именно в космическом видении природы: «Кой-где во тьме вертелись и мелькали // Светящиеся точки, // А меж них земля вертелась наша» («Ночь II»). Поэтому и горы у него вполне могут перекрыть звездное небо:

Иль дивы, словом роковым,

Стеной умели так высоко

Громады скал нагромоздить,

Чтоб путь на север заградить

Звездам, кочующим с востока?

Так сказывалась одержимость Лермонтова «иным миром»: его горы стремятся быть ближе к миру ангелов, его пропасти — ближе к «адской бездне».

Юный поэт был, «как дома, в мире <...> призраков, которые создает воображение в полусвете зари, в тумане» (П. Бицилли); он старался сравнивать материальное с духовным, индивидуальное с общим, близкое с отдаленным «горные хребты, причудливые, как мечты». Однако в зрелых стихотворениях Лермонтова гигантские и призрачные картины все более уступают место, казалось бы, обычному среднерусскому пейзажу. В шуточном стихотворении из альбома С. Н. Карамзиной поэт утверждает, что и погода в его лирике прояснилась:

Любил и я в былые годы,

В невинности души моей,

И бури шумные природы,

И бури тайные страстей.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг,

И мне наскучил их несвязный

И оглушающий язык.

Люблю я больше год от году,

Желаньям мирным дав простор,

Поутру ясную погоду,

Под вечер тихий разговор....

Означает ли это, что Лермонтов в конце концов отказался от своей «идеи-страсти»? От жажды видеть в каждом явлении природы «загробный, поту-светлый «х» (В. Розанов)? Вовсе нет: так он ищет новый путь к «иному миру». Ищет те же отблески потустороннего — но уже не только в «отвлечении от земли, забывчивости земли» (В. Розанов), а и в самих земных предметах и приметах.

Поэт перебирает в памяти привычные образы природы: «желтеющая нива», «свежий лес», «малиновая слива», «зеленый листок», «ландыш серебристый», «студеный ключ» («Когда волнуется желтеющая нива...») — и вдруг видит бога в небесах! Английский романтик У. Блейк учил «видеть небо в диком цветке», другому английскому романтику У. Вордсворту простой цветок внушал «мысли, слишком глубокие для слез». Подобно им, поздний Лермонтов увидел новыми глазами неприметный ландыш. Его мистическое зрение в последние годы жизни становилось все тоньше. Наконец, и при виде ландыша он смог устремиться думой в надлунный мир.

Тема любви

Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова:

«Заметьте, что в этих произведениях почти никогда не выражается любовь • настоящей, в тот момент, когда она захватывает душу и наполняет жизнь». И вывел отсюда решающую черту лермонтовского творчества в целом — «способность переступать в чувстве и созерцании через границы обычного порядка явлений я схватывать запредельную сторону жизни и жизненных отношений».

То есть: не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание — вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Она [любовь], как чумное пятно...», «Все, что любит меня, то погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю», «Нет, не тебя так пылко я люблю». Условие истинной любви — отсутствие возлюбленной; роднит не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бледный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное — тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем («бесплотное виденье»).

Идеал поэту является в снах. Во сне любовь оживает, пробуждение убивает ее. Мистическая тавтология грезы завораживает лирического героя: он видит во сне деву, подобную сну («Я видел деву; как последний сон // Души, на небо призванной, она // Сидела тут пленительна, грустна»), по смерти ему будут сниться сны о снах («...но если я не позабуду // в этом сне любви печальный сон»). А в завершении темы «из одного сна выходит, по крайней мере, три» (В. Соловьев о стихотворении «Сон», май—июль 1941): поэту снится, что он умирает и видит во сне любимую, видящую сон о нем, умирающем.

Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной — той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

О любви мне сладкий голос пел...

Поэтому еще здесь, на этой земле, сновидческий взгляд поэта силится различить в облике смертной женщины — ангельские знаки: «Ты ангелом будешь», «Глядит — и небеса играют // В ее божественных глазах». А когда эти глаза обманывают, душа поэта бунтует; лишенная идеала, она предается демону («Мой демон»: «Покажет образ совершенства, // И вдруг отнимет навсегда») — и эта личная катастрофа приравнивается к катастрофе мирового значения.

Если не ангельская любовь, то демоническая страсть. Романтик мыслит крайностями. Нет ничего для него хуже, чем середина; меньше всего он готов смириться с действительностью как таковой, с голым фактом. Отсюда дилемма: или подняться в небеса на крыльях преображенной любви, или же мучительно и сладострастно свергнуться в «адскую бездну».

Лучшее оружие против быта — гипербола и «предельная» антитеза: «И целый мир возненавидеть, // Чтобы тебя любить сильней», «Мгновение вместе мы были, // Но вечность ничто перед ним». Так рождается миф о любви демона к ангелоподобной женщине: «Ты ангелом будешь, я демоном стану»,

Над бездной адскою блуждая,

Душа преступная порой

Читает на воротах рая

Узоры надписи святой.

Вообще для творчества Лермонтова характерна такая эволюция — от гиперболы к мифу. В ранний период гипербола «раздувала» личные чувства до космических размеров. С годами поэт все скупее в выражении личных чувств; зато сами силы природы становятся в его зрелых балладах персонажами мифа.

Миф этот — о любви как законе подлунного мира, действующем с непреложностью античного рока. Мир подлунный разъят на отдельные элементы, обреченные на «войну всех против всех», одинокую неподвижность или одинокое 'блуждание. Силой любви один элемент притягивает к другому; таков закон, единый для всех — что для людей, что для камней: «всеобщность страсти»; «всепроникнутость любовью, ее драмами, ее злобой, ее мстительностью» (Н. Берковский). Для всего живого любовь означает смерть: царица Тамара убивает любовников («Тамара»), молодой грузин мстит сопернику и обманувшей его возлюбленной («Свидание»), три пальмы срублены теми, кого они так долго ждали («Три пальмы»). Зато и после смерти тела «не выбывают из оборота опасных и губительных страстей» (Н. Берковский). Мертвец «перенес земные страсти //Туда с собой» («Любовь мертвеца»); Терек влюблен в свою добычу, убитую из мести казачку, но вынужден отдать ее Каспию («Дары Терека»).

Но в мире надлунном совсем другой закон — любви как вселенской гармонии. Там «звезда с звездою говорит» («Выхожу один я на дорогу...»), комета «меняется» с еще не падшим ангелом «улыбкой ласковой привета» («Демон»), «и месяц, и звезды, и тучи толпой» внимают ангельской «песне святой». И всякая частица в мире подлунном стремится вырваться из круговорота страстей и взлететь к над мирной любви.

Ход урока.

Миссия Лермонтова - одна из глубочайших загадок нашей культуры.

Д. Андреев «Роза мира»

I. Реализация домашнего задания.

Чтение стихотворений наизусть. Инверсия.

В русском языке возможны два порядка слов: прямой и обратный (который и называется инверсией).

Прямым порядком называют такое расположение слов в предложении, при котором отдельные члены его и части речи занимают определенное место, установленное практикой литературного языка, а именно: сказуемое следует за подлежащим;

согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное — после него; управляемое слово стоит за управляющим; распространенное определение стоит рядом с определяемым словом и т. д.

Однако прямой порядок так часто нарушается, становится обратным (инверсией), что мы порой просто не замечаем этого («ревности глухой»; «дружбы простодушной»...).

Что же дает инверсия? Она изменяет не основной смысл предложения, а его эмоциональную выразительность, интонацию.

 

II. Чтение и разбор стихотворения «смерть Поэта».

- Определите микротемы в стихотворении.

В стихотворении несколько микротем: «смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийцы», «Суд».

Как раскрывается каждая из этих микротем?

Почему стихотворение называют публицистическим?

- Какие средства художественной выразительности использует Лермонтов чтобы охарактеризовать поэта?

Эпитеты, метафоры. Гиперболы, сравнения, перифразы и инверсии. Лермонтов сразу прославился получившим распространение в списках стихотворением "Смерть поэта" (1837). Дважды заявив про "жажду мести" ("мщенья") своего героя, Лермонтов воплотил, конечно, собственное представление о двух последних днях жизни Пушкина, но сущность общественного конфликта, завершившегося гибелью первого гения России, вскрыл со всей определенностью Непосредственный убийца поэта, упоминаемый один раз, - ничтожество ("что за диво?.."), жалкое орудие; "Свободы, Гения и Славы палачи" — это многоголовая светская толпа, ) толпа раболепствующая, для которой был нетерпим сам факт существования совсем другого невольника — "невольника чести". В четырех словах \первого же стиха концентрируются четыре важнейшие темы лермонтовского творчества: здесь и смерть (насильственная), и бессмертный поэт, и неволя, и честь.

Толпа в свою очередь является орудием судьбы, в которой отсутствует разумное начало. Бог не имеет отношения к этой судьбе. Он будет судить беспристрастным судом виновных. Поэт же напрямую соотносится с Христом: "...они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него..." Лаврами увенчивали в Риме выдающихся поэтов. В данном случае подчеркивается злобное лицемерие палачей Славы: лавры не мешают "иглам тайным" наносить поэту раны, тоже оказывающиеся тарными,. Автор делает явной подоплеку убийства", дает убийцам социально-историческую, а не только нравственную характеристику: "надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов" — это новая, послепетровская знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным "игрою счастия", т е. опять-таки судьбой, роковыми случаями. «Подлые» — значит не только морально низкие, но и люди низкого происхождения (здесь — относительно низкого). Николай I особенно не доверял независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. Пушкин гордился своим шестисотлетним дворянством и светскую «чернь» оценивал весьма сурово. Но — редчайший случай в жанре оплакивания — Лермонтов упрекает и его, якобы доверившегося "клеветникам ничтожным". Пушкин погиб, однако противостояние поэта, независимой личности, и подлой толпы с этой смертью не прекратилось. Автор дважды обращается прямо к гонителям поэта ("Не вы ль сперва так злобно гнали..." и заключительные 16 строк), говорит о них и в третьем лице. Мы видим продолжение неравного поединка — одного против всех. Пока Лермонтову он стоил только свободы. Припоминалось это ему и позднее.

 

III. Работа с понятием «лирический герой»

(можно проводить ее с использованием статьи «Краткого словаря литературоведческих терминов» -

М.: Просвещение, 1978 г.)

Повторение: романтический герой, истоки романтизма.

Характеристика лирического героя стихотворений М.Ю. Лермонтова. Наблюдения удобно записывать в таблицу, на примере обучения такой форме записи приобретают навыки систематизации материала.|

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА

Тезис

Комментарии

- это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью

- он одинок

 

 

 

- свобода для лирического

героя абсолютная ценность.

- это значит, что он из года в год переходит из произведения в произведение.

- «Парус», «Воздушный Корабль»,

«Пленный рыцарь», «Гусар».

От одиночества невозможно

избавиться, одинокий герой

противостоит миру, толпе, Богу.

- идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью Мцыри»). 

- погружен в безысходное

разочарование

 

- необыкновенно чуток к природе

 

 

- лирический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие

- в реалистической лирике («Бородино», «Смерть поэта», и др.) переживает враждебное отношение к власти

- «И скучно и грустно ...» - мировая

скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности.

- в стихах - темы океана, гор, леса,

плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа. («Тучи», «Утес», Звезда», «Парус», «Выхожу один я на дорогу» и др.)

. - чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу.

- власти дается точная социальная характеристика, лирический герой любуется русской природой, характеры героев перестают быть односторонне героическими.

 

IV. Итоговая беседа. Обсуждается вопрос о том, насколько лирический герой близок автору.

Домашнее задание.

По сборникам избранной лирики подобрать стихотворения, где ведущей темой является Родина, выбрать цитаты для работ по теме