Внеклассное занятие в 1-м классе по теме: "Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть" Дидактические цели: Учить употреблять слова из словаря вежливых и толерантных слов в речи. Учить культуре поведения. Учить выразительному чтению стихотворений. Воспитательные цели: Воспитывать любовь и уважение к родителям; доброе и вежливое отношение к сверстникам. Закрепить правила поведения культурного человека на практике; приобщить учащихся к правилам хорошего тона. Оборудование: Детские книги по данной теме (выставка), игра лото (Леопольд) по теме “Устав школы”, игра “Цветик-семицветик” для поэтической игры вежливых слов, сюжетные картинки “хорошие и плохие поступки”, толерантные слова, напечатанные на карточках. I. Организационный момент. Ребята (стоя), возьмитесь за руки, посмотрите на соседа слева и улыбнитесь, а теперь на соседа справа и тоже улыбнитесь. II. Объявление темы и целей внеклассного занятия. Прочитайте внимательно тему нашего занятия и подумайте над прочитанным. Так, о чем же наш сегодняшний разговор? Хотелось бы, чтобы после нашего занятия вы стали хоть немного добрее, терпимее и вежливее друг к другу. III. Основная часть занятия. А начнем наш разговор со стихотворения Н. Тулуповой, которое так и называется “Разговор о доброте”. 1. Добрым быть совсем не просто Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета. 2. Только надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. 3. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. 4. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. – Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, добро – это всё положительное, хорошее, полезное. Давайте посмотрим сценку по рассказу В. Осеевой “Синие листья”. У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: – Дай мне зеленый карандаш! А Катя говорит: – Спрошу у мамы. Приходят на другой обе девочки в школу. Спрашивает Лена: – Позволила мама? А Катя вздохнула и говорит: – Мама-то позволила, а брата я не спросила. – Ну что же, спроси еще брата, – говорит Лена. Приходит Катя на другой день. – Ну что, позволил брат? – спрашивает лена. – Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. – Я осторожно говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много. – Мне, говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую. – Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней. – Ну, что же ты? Бери! – Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает: – Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? – Карандаша зеленого нет. – А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит: – Я ей давала, а она не берет. Посмотрела учитель на обеих: – Надо так давать, чтобы можно было взять. – Почему у Лены листья на деревьях были синими? – Какое доброе дело могла бы совершить Катя? – В конце концов, она предложила Лене карандаш. Но почему Лена отказалась? – Как вы понимаете слова учителя? – Расскажите, о каких либо добрых поступках, которые вы наблюдали в школе или где– то еще? Работа по рисункам “хорошие и плохие поступки, которые совершал Буратино”. – Рассмотрите внимательно рисунки. Их нужно разделить на две группы: хорошие и плохие поступки. Объясните свой выбор: – Хорошие и плохие поступки живут с нами рядом. И нужно не ошибиться, выбирая их. Поступки наши должны быть всегда такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим друзьям, родителям. Надо стараться быть всегда и во всем быть полезным людям. Эти правила создала сама жизнь. Мы с вами живем в обществе и должны придерживаться этих правил. В нашей школе тоже существуют определенные правила, которые называются “Устав школы”. Вы учитесь 1 год, поэтому должны их знать. Давайте вспомним. Работа по уставу школы игра “Лото”. – Прочитайте правило и объясните его. С обратной стороны карточки нарисована часть рисунка, составим картинку! (Леопольд). – Как зовут героя известного вам мультфильма? Какой он? – Сегодня мы вспомнили героев м/ф: “Буратино и Леопольда. Оба они веселые и добрые. Давайте немного отдохнем, а поможет нам в этом песня, которую исполнил Буратино”. (Дети танцуют) – Закончился учебный день. За многими из вас приходят мамы, кто-то встречает её придя домой. – Какой хороший поступок вы смогли бы совершить по отношению к маме? – Но я очень часто вижу совсем другое. Вы, не обняв маму, не сказав ей слов приветствия, начинаете разговаривать с ней грубым, капризным тоном. И у мамы сразу пропадает улыбка с лица. – Сейчас я прочитаю стихотворение, которое так и называется “Я маму свою обидел”. Я маму обидел, Теперь никогда – никогда Из дома вместе не выйдем, Не сходим с ней ни куда. Она в окно не помашет, И я ей не помашу. Она ничего не расскажет И я ей не расскажу. Возьму я мешок за плечи, Я хлеба кусок найду Найду я палку покрепче, Уйду я, уйду в тайгу. Я буду ходить по следу, Я буду искать руду. И через бурную реку Строить мосты пойду! И буду я главный начальник, И буду я с бородой, И буду всегда печальный И молчаливый такой… И вот будет вечер зимний, И вот пройдет много лет, И вот в самолет реактивный Мама возьмет билет. И в день моего рождения Тот самолет прилетит, И выйдет оттуда мама! И мама меня простит! – Почему мама простила своего сына? (все мамы любят своих детей, поэтому прощают) И вы ребята постарайтесь никогда не огорчат своих мам, никогда не стесняйтесь проявить любовь и ласку к ней. Сегодня мы говорим о доброте и вежливости. – А какого человека называют вежливым? Доброе слово может подбодрить, утешить в трудную минуту, от этих слов становится теплее, радостнее, они могут свершить чудо, поэтому их называют “волшебными”. – О каких волшебных словах говорится в этих стихотворениях? 1. “Здравствуйте!” Добрая ласковость слова Стерлась на нет В ежедневном привете, “Здравствуйте!” – Это же будьте здоровы, Это же дальше живите на свете. – О каком “волшебном” слове говорится и что оно означает? 2. Маша знала слов немало, Но одно из них пропало. И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом. Это слово говорят, Если вас благодарят. – О каком слове говорится в этом стихотворении? – Какие еще знаете (волшебные” слова? А сейчас проведем поэтическую игру. – Растает даже ледяная глыба От слова теплого… (спасибо) – Зазеленеет старый пень, Когда услышит… (добрый день) – Если больше есть не в силах, Скажем маме мы…(спасибо) – Мальчик вежливый и Развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте) – Когда нас бранят за шалости, говорим… (извините, пожалуйста) – И во Франции, и в Дании На прощанье говорят…(до свидания) – Встретил Витю я соседа, Встреча грустная была На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла Но представьте, зря от Вити Ждал я слова…(извините) – Дед про внучку говорил: Экая досада! Я портфель ей подарил. Вижу, очень рада. Но нельзя ж молчать, как рыба, Ну, сказала бы…(спасибо) – Волшебные слова знаете хорошо, но главное – не забывайте употреблять их в речи и с особой интонацией. А теперь послушайте стихотворение, в котором говорится о том, как учили вежливости медведя, а что из этого вышло, вы сами расскажите потом. “Урок вежливости” С.Я. Маршак – Медведя лет пяти – шести Учили, как себя вести: – В гостях, медведь, нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться, Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу, И не ловит зубами блох, И не ходить на четырех. Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть, То должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Послушен будь и вежлив будь И уступай прохожим путь, И старших уважай. И бабушку-медведицу В туман и гололедицу До дома провожай. Так мишку лет пяти-шести Учили, как себя вести… Хоть с виду стал он вежливый, Остался он медвежливым. Он кланялся соседям- Лисицам и медведям. Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу, А незнакомым наступал Всей пяткою на шляпу. Совал, куда не нужно, нос, Топтал траву и мял овес. Наваливался брюхом На публику в метро И старикам, старуха Грозил сломать ребро. Медведя лет пяти – шести Учили, как себя вести. Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили. – Чему учили медведя? – Научили медведя кланяться соседям, уступать знакомым место? – Почему же стихотворение заканчивается такими строчками…? – В этом стихотворение говорится о том, как учили вежливости медведя, а что из этого вышло вы теперь знаете. Но вы-то люди, а люди способны самостоятельно мыслить и решать, как правильно поступать в различных ситуациях. А помогут вам в этом книги. Посмотрите сколько много писателей помогают вам в этом (реклама книг, взятой в школьной библиотеки). – Хочется подвести итог нашему разговору. Ещё раз послушайте и запомните то, чему мы с вами сегодня учились. 1. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. 2. И если кому-то, когда-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря. Итог – В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. Давайте на этой доброй нотке и закончим наш разговор о доброте и вежливости. Споем все вместе песню, которая так и называется “Если добрый ты”… 1. Дождик босиком по земле прошел, Клёны по плечам хлопал. Если ясный день, это хорошо, А когда наоборот – плохо! 2. Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко А когда наоборот – трудно. 3. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно… Если песни петь, с ними – веселей, А когда наоборот – скучно. |