Мини-чат |
|
|
|
|
Урок русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение знаний)
| 26.12.2011, 18:50 |
"Имя существительное" (обобщение знаний) 4 «В» класс 16.12.2011 г. Учительница начальных классов II квалификационной категории МБОУ «СОШ №4 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ Мухамедьярова Гульнара Габдулхаевна
Цели: • обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного • закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного • развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся Оборудование: сигнальные карточки для определения склонения имён существительных; индивидуальные карточки с текстом, презентация. Ход урока I.Актуализация знаний. Организационный момент. Учитель: Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжки, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь.
Упражнение для разминки пальцев Игра – упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот. 2. Игра – упражнение «Согреем пальчики». 3. Перекатывание ручки в руках. Проверка домашнего задания. Письмо по памяти. ( Упр 217, стр. 112) 1) Декабрь. В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Елку из лесу привез. (С. Маршак.) Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Словарный диктант. М.роз, б.рёза, с.рока, ин.й, вет.р, обл.ко, п.года, с.р.бро.( Слайд 1) (Взаимопроверка слайд 2) Учитель: Какие слова вы записали? Почему они так называются? Дети: Это словарные слова, в них есть непроверяемые орфограммы. Учитель: Кто написал эти слова без ошибок? Кто допустил ошибки? Какой частью речи являются эти слова? Постановка цели урока. Учитель:- Опредилите какая тема сегодняшнего урока? Дети: Имена существительные (обобщение знаний). Слайд 3 Докажите, что это имена существительные. Повторение признаков имени существительного Учитель: Назовите признаки имени существительного. 1.Дети: Одушевлённость, неодушевлённость. Учитель: Я называю имена существительные. Если слышите одушевлённое имя существительное, то делайте хлопок в ладоши. Снег, метель, зима, волк, озеро, лисица, мышь, пальто. Слайд 4 Учитель: - Какие ещё признаки имени существительного вы знаете? 2.Дети: Род. Учитель: Определите род имён существительных, которые вы записали. (Самопроверка слайд 5) Учитель: Кто правильно определил род имён существительных? Продолжаем признаки имени существительного… 3.Дети: Склонение. Учитель: Что называют склонением имён существительных? К 1-му склонению относятся имена существительные…(м.р., ж.р. с окончаниями –а, -я) Ко 2-му склонению относятся имена существительные…(м.р. с нулевым окончанием, ср. р.) К 3-му склонению относятся имена существительные… (ж.р. с нулевым окончанием) Учитель: Используя сигнальные карточки, определите склонение записанных существительных.
Учитель: У какого существительного не смогли определить склонение? .Дети: Пальто. Учитель: Почему? 4.Дети: Не склоняется. Учитель: Приведите примеры несклоняемых имён существительных. Назовите, какие еще есть признаки имени существительного? 5.Дети: Число, падеж. Учитель: В форме какого числа употреблены записанные имена существительные? Дети: В форме единственного числа. Учитель: Употребите эти имена существительные в форме множественного числа. Снега, метели, зимы, волки, озера, лисицы, мыши. Нет формы множественного числа: пальто. Учитель: Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа. Например: железо, пламя, рожь, молодёжь, человечество. Некоторые имена существительные имеют только форму множественного числа. Например: брюки, каникулы, часы, сумерки, очки, ворота. 6.Учитель: Сколько падежей в русском языке? а) Назовите их по порядку с падежными вопросами. б) Просклоняйте имена существительные по падежам. 1 ряд – зима, 2 ряд – снег, 3 ряд – метель Взаимопроверка по цепочке. 7.Как различать И.п. и В.п. имён существительных? Дети: Имя существительное в форме И.п. - главный член предложения, а в форме В.п. - второстепенный член предложения. 8.Учитель: Составьте из слов предложение и запишите его. укрыл, пушистый, периной, снег, поляну. Слайд 6 Пушистый снег укрыл периной поляну. 9. Учитель: Выделите грамматическую основу предложения. Определите у имён существительных в предложении падеж. (1 ученик работает у доски) (Коллективная проверка.) Y. Физминутка 10. Учитель: - Для того, чтобы разбирать имя существительное как часть речи, что мы должны вспомнить? Дети: - Алгоритм (Памятку) 11. Разберите слово периной как часть речи. Слайд 7 Периной - (чем?), н.ф. перина, сущ., неодуш., ж. р., 1скл., ед.ч., в Т.п., второстеп. член предл. (Ученик работает у доски, коллективная проверка.) Учитель: У кого возникли трудности при выполнении этого задания? YII. Безударные падежные окончания имён существительных 12. Учитель: Расскажите правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Закончите фразу. В первом склонении, Помню даже во сне, В предложном и дательном Пишется… - е. И во втором склонении В предложном падеже Пишу я без сомнения, Окончание… - е. А в третьем склонении Не ошибись, смотри, В родительном, дательном, Даже в предложном Всегда пишу я Окончание… - и. Учитель: В каком ещё склонении и падеже пишется окончание - и? Дети: В первом склонении в Р.п. 13. Учитель:- Как можно проверить правописание безударных окончаний? Дети: - Можно вместо существительного с безударным окончанием вставить существительное того же склонения, в том же падеже с ударным окончанием. Падежи Вопросы Предлоги Окончания 1 – скл. 2 – скл. 3 – скл. Р. П. Кого? Чего? От, до, из, у, без, для, около, с -и -и Д. п. Кому? Чему? к, по -е -и П. п. О ком? О чём? О(об), в, во, на, при -е -е -и 1 скл. 2 скл. 3 скл. земля конь степь лиса двор
14. Учитель: На карточке - вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных -подчеркните собственные имена Жил в город_ Шепетовк_ веселый, смышлёный мальчик Валя Котик. Когда в город пришли фашисты, стал он народным мстител__. Пионер из Шепетовк_ не раз бывал в разведк_ .Он подрывал на минах вражеские эшелоны, переправлял в партизанский отряд оружие. Валя погиб в бою с врагом в день своего рождения. Ему исполнилось 14 лет. (Работа в парах)
Учитель: Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся? YIII. Творческое задание Учитель: Озаглавьте текст, записанный на карточке. Продолжите текст, записав несколько предложений. (Заслушиваются варианты заголовков и заключительная часть текста.) IX. Итог урока Учитель: - Что интересного вы узнали об имени существительном ? X. Домашнее задание стр.113, упр. 221 |
Категория: начальные классы | Добавил: muhagul
|
Просмотров: 5553 | Загрузок: 1
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Войти |
|
|
|
Календарь |
|
Сегодня день рождения пользователя:
ПОЗДРАВЛЯЕМ!!! |
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
|
| |