Четверг, 12.12.2024, 00:04
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню
  • Главная страница
  • Информация о школе
  • Страничка учителей
  • Обсуждения
  • Общешкольная газета
  • Фотоальбом
  • Форум
  • Документы на сегодня...
  • Документы выпускникам
  • Каталог статей
  • Каталог файлов
  • Доска объявлений
  • Гостевая книга
  • Долой курение!!!
  • "Ноутбук- учителю"
  • Дневник
  • FAQ (вопрос/ответ)
  • Детский телефон доверия
  • Поиск
    Категории раздела
    Мои статьи [25]
    официальные документы [1]
    законы,положения,приказы
    ученики 11-х классов [140]
    Ждем ввода информации от учеников школы
    Передовой опыт учителей школы [1]
    Сейчас на сайте:
    Мини-чат
    Главная » Статьи » Мои статьи

    поурочные разработки по пдд для 4 класса
    IV КЛАСС
    Тема 1. Из истории развития транспорта и ПДЦ
    *Начиная изучение темы.
    Интересно знать о прошлом - как развивались транспорт и правила дорожного движения.
    *Проверим задание на дом.
    Расскажите об увиденном на железной дороге во время экс¬курсии.
    Знаешь ли ты, что...
    В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА
    Когда человек ходил по земле только пешком, правил дорож¬ного движения не существовало.
    Пока не было правил дорожного движения, одни не хотели ус¬тупать дорогу другим, другие не знали, как это безопасно сделать.
    Путники не знали, какие опасности подстерегают их на доро¬ге, по какой дороге им ехать и сколько верст осталось до конца пу¬тешествия.
    Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо. Паровой механизм выехал на улицы Парижа, а водитель не справился с управлением машины. И она врезалась в каменный забор. Котёл паро¬вой телеги с грохотом взорвался. Водителя отправили в больницу.
    Когда появились быстроходные автомобили, количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось. С момента появления первых автомобилей под их колёсами погибло более двух с половиной миллионов человек.
    Сейчас в автомобильных катастрофах в мире ежегодно гибнет около 300 тысяч человек. Это - более 800 человек в день! Миллио¬ны людей получают различные травмы. Вот почему правилам и безопасности дорожного движения уделяется серьёзное внимание.
    ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА МЕЧТАЛ О САМОДВИЖУЩИХСЯ СРЕДСТВАХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
    Уже в Средневековье появились транспортные средства, управляемые спрятанными внутри людьми. Так создавалось впе¬чатление, будто бы транспорт движется сам по себе.
    Независимо от Джеймса Уайта, создавшего в 1769 году пер¬вую паровую машину, появились паровые автомобили:
    француза Киньо (1769-1770), почтовая карета Тревитика {1801), легковой паровой автомобиль Ханкока (1822), французский паровой омнибус (1873). Пар являлся вполне подходящей движущей силой для самодвижущихся транспортных средств.
    В 1806 году в одной из швейцарских мастерских Исаака де Ривазо было создано транспортное средство, которое могло про¬двинуться на несколько метров за счет двигателя внутреннего сгорания.
    Французу Ленуару пришла мысль соединить пары бензина с воздухом и использовать эту смесь как движущую силу. Такой примитивный двигатель дал возможность машине преодолеть рас¬стояние от Парижа до Жуэнвиля-Ле Пон.
    Карл Бенц в Мангейме сконструировал в 1885 году моторизо¬ванный трехколесный экипаж.
    Даймлер создал первый на свете мотоцикл, у которого были деревянные колеса и деревянная рама. Его масса составляла 90 кг, а максимальная скорость - 12 км/ч. Двигатель охлаждался вентиля¬тором и крепился на раме.
    Осенью 1886 года Даймлер показывает публике первый ско¬ростной четырехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который развивал скорость до 18 км/ч.
    Первые соревнования способствовали техническому совер¬шенствованию автомобилей. В соревнованиях на кубок Гордона- Беннета в 1900 году впервые определились четкие правила: к уча¬стию допускались автомобили не легче 400 и не тяжелее 1000 кг.
    В Херкомеровых гонках, которые проводились с 1905 по 1907 год, имели право участвовать только четырехместные автомобили.
    Впервые машины стали подразделяться на классы, в зависимости от мощности двигателя. Так же дело обстояло и в последую¬щих гонках принца Генриха.
    При производстве машин стали использоваться материалы бо¬лее высокого качества.
    С 1906 года известны так называемые состязания «Гран-При». Они продолжались после первой мировой войны до 1921 года. В эти годы автомобильные заводы выпускали различные автомашины: бензиновые, дизельные, газогенераторные.

    ИЗ ИСТОРИИ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

    Самые «старые» из всех дорожных знаков - указатели расстояния.
    В Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы-указатели.


    Мерный столб указывает расстояние (сколько миль)
    от Римского Форума (III в. до н. э.)ь

    У здания Форума стоял позолоченный камень, от которого расходились дороги во все стороны света. От этого камня велся отсчет расстояний по всем главным дорогам. Славяне тоже старались помочь путешественникам правильно выбрать направления движения. В лесистых местах вдоль дорог оставляли вешки из сучьев, затесы на стволах деревьев. В степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках дорог укрепляли каменные или деревянные кресты, строили часовни. Более 300 лет тому назад (при царе Алексее Михайловиче) стали устанавливать верстовые столбы: через каждую версту между Москвой и загородной резиденцией царя, селом Коломенским. При царе Петре I на больших дорогах (большаках) появились верстовые столбы, окрашенные полосами в цвета русского национального флага. «Полосатые версты» были хорошо видны издалека.
    Позднее начали на перекрестках ставить столбы с надписями, объясняющими, куда какая дорога ведет. На столбах на границах уездов писали названия уездов. Между селами устанавливали небольшие столбы с указаниями, какое село должно отвечать за состояние того или иного участка дороги. Обозначали также опасные участки дороги.
    Дороги, на которых ставили столбы, назывались столбовыми (на второстепенных дорогах столбов не было). Но когда по дорогам вместо саней и телег, запряженных лошадьми или быками, потянулся поток машин, оказалось, что одних указателей расстояния мало. Стало понятно: ездить быстро и без аварий можно, если шоферу помогают и другие дорожные знаки.
    КАК ПОЯВИЛИСЬ СОВРЕМЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
    Поначалу каждая страна имела свои знаки.
    Изготовляли их дорожные службы, каждая на свой лад. Когда международные автомобильные сообщения были развиты слабо и водители редко выезжали за пределы своей страны, такое еще можно было терпеть. Но когда автомобильные сообщения между странами стали развиваться, возникла необходимость введения международных дорожных знаков.
    Попытка ввести единые международные знаки была предпринята ещё в п
    1909 году. С этой целью в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты четыре международных знака на черном или синем фоне: «Неровная дорога», «Извилистая дорога, «Пересечение с железной дорогой» и «Перекрёсток».


    Первые международные дорожные знаки
    Было рекомендовано знаки устанавливать за 250 м до опасного участка.
    Так как аварии часто случаются из-за большой скорости движения, когда водитель не справляется управлением, первые правила дорожного движения предусматривали также ограничение скорости.
    В соответствии с распоряжением английского правительства автомобилям разрешалось на улицах двигаться чуть быстрее пеше- хода. Во время движения запрещалось свистеть, если мимо едет лошадь, чтобы она от испуга не встала на дыбы. Впереди автомобиля должен идти человек с красным флажком и криками предупреждать об опасности: «Осторожно, поберегись. Разойдись!»
    Ночью этот человек держал в руках фонарь и также кричал об опасности, чтобы не было никаких происшествий.
    Упражнения. Ознакомившись с текстами, подумайте вот о чем:

    10. Как возникла необходимость в правилах дорожного движения?
    11. Какие были первые автомобили, самодвижущиеся транс¬портные средства?
    12. Какими были первые дорожные знаки? Для обозначения че¬го они ставились?
    13. Что обозначали первые международные дорожные знаки?
    *Что мы узнали?
    О развитии транспорта и правил дорожного движения в про¬шлом.
    *Задание на дом.
    Какие виды транспортных средств существовали в прошлом - поищите тексты об этом в различных источниках и изучите их.
    Тема 2. Специальные автомобили
    *Начиная изучение темы.
    Что это за машины - специальные автомобили, для чего они служат и как к ним относиться в дорожном движении? Об этом мы узнаем
    *Проверим домашнее задание.
    Расскажите, что вы узнали о том, какие транспортные средства существовали в прошлом.
    Знаешь ли ты, что...
    КАКИЕ БЫВАЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ?
    На дорогах и улицах городов очень много разных машин: ав¬томобили, трамваи, троллейбусы, тракторы, мотоциклы, мотороллеры...
    Каждая машина делает свое дело. Например, грузовые автомобили перевозят тяжелые грузы.
    На некоторых из автомашин установлены проблесковые маячки. Они могут быть разных цветов: синего, красного, желтого, оранжевого, бело-лунного. Такие автомашины называются специальными. У этих автомобилей может быть специальный звуковой сигнал - сирена.
    Зажигая маячок, водители этих автомашин предупреждают других водителей и пешеходов: «Здесь едет специальная автомашина!»- или «Здесь работает специальная автомашина. Будьте осторожны!».
    К специальным автомашинам относятся: милицейские, пожарные, спасательные; скорой медицинской помощи, аварийные, машины МЧС; поливальные, снегоочистительные, машина-дворник, машина- монтер и другие.

    Милицейская машина



    Машина скорой медицинской помощи Специальные автомобили обеспечивают безопасность и порядок, помогают при авариях, пожарах.
    Если у специального автомобиля включен синий проблесковый маячок и звуковой сигнал, то он может ехать в любом направлении и даже на красный сигнал светофора. Водители других автомашин и пешеходы должны уступать ему дорогу.
    Помни:
    - автомашине с включенным проблесковым маячком и сиреной надо всегда уступать дорогу;
    - автомашина с оранжевым или желтым проблесковым маяч¬ком может выполнять работы, двигаясь против потока транспортных средств;
    - автомашине с оранжевым или желтым проблесковым маячком разрешается работать в местах, куда другим транспортным средствам въезд запрещен (например, в местах, предназначенных для игр и прогулок).
    СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
    Отремонтировать и построить новый дом людям помогают строительные машины. Если ты бывал на стройке или проходил мимо, то, наверное, видел их.
    ПОДЪЕМНЫЙ КРАН поднимает большие грузы.
    ГРЕЙДЕР сгребает и грузит в машину мусор.
    ЭКСКАВАТОР роет землю.
    БУЛЬДОЗЕР ровняет землю или сгребает ее.
    Помни:
    Нельзя играть там, где идет ремонт дороги.
    Запрещается играть на строительных площадках.
    Не стой и не ходи рядом с работающим подъемным краном.
    Упражнения.
    - Вспомни ситуации, когда ты видел работу специальных машин.
    - Представь, что ты стоишь на перекрестке. Тебе загорается зеленый сигнал светофора, который разрешает переход проезжей части пешеходам. И тут к перекрестку подъезжает автомашина. Подумай и скажи: в каком случае ты должен уступить ей дорогу?
    Если это:
    а) пожарная машина с включенным проблесковым маячком и сиреной;
    б) милицейская машина с выключенными проблесковым маячком и сиреной;
    в) машина скорой помощи с включенными проблесковым ма¬ячком и сиреной;
    г) машина-дворник, которая убирает снег.
    - Отгадай загадку:
    Эй, не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге.
    А зачем ей так спешить?
    Как зачем?
    Пожар тушить!
    Какая машина едет?
    - Выбери правильный ответ:
    Который из них транспорт работников правопорядка на дорогах?
    Какой транспорт необходим на стройке?


    Какой транспорт необходим для тушения пожаров?




    5. Однажды Наташа гуляла по улице, как вдруг услышала звук сирены. К перекрёстку, поблёскивая маячками синего и красного цветов, быстро двигался автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора , а продолжала
    движение вперёд. За ней двигались автобус
    -Как ты думаешь, почему водитель автомобиля ГИБДД не ос¬тановился на красный сигнал светофора?
    -Каким ещё автомобилям разрешено двигаться на красный
    свет?
    Услышав звуковой сигнал спецмашин...
    Если к вам приближается транспорт с включенным проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом, то начи¬нать переход улицы (даже при зеленом сигнале светофора) не следует. Если сигналы специальных машин застигнут вас во время перехода улицы, надо остановиться на середине проезжей части или поскорее покинуть ее.
    Пешеходы, услышав сигнал, должны освободить проезжую часть улицы или дороги и не сходить с тротуара, пока не пройдет специальная машина. Другие транспортные средства также уступают ей дорогу.
    Управляют такими автомобилями опытные водители, так как приходится порой ехать с повышенной скоростью на любой сигнал светофора, по левой стороне улицы или дороги и в то же время обеспечивать безопасность движения.
    *Что мы узнали?
    Какие бывают специальные автомобили и чему они служат, чем они отличаются.
    *3адание на дом.
    Нарисуй некоторые специальные машины.
    Тема 3. Опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах
    *Начиная изучение темы.
    Автомашины и другие транспортные средства отличаются не только внешним видом и той работой, которую они выполняют, но и опознавательными знаками и надписями. Мы узнаем о них подробнее.
    *Проверим домашнее задание.
    Выберите лучшие рисунки специальных машин, нарисованных дома.

    Номера автомашин
    Вы, наверное, обращали внимание, что у всех автомашин имеются номера. Они крепятся спереди и сзади. А для чего он нужен, этот номер? Номер - это как бы имя автомашины.
    Как и у человека, у каждого автотранспортного средства должны быть документы. На автомобильном заводе, где изготовили автомобиль, для него готовят документы, как бы свидетельство о рождении. Когда человек покупает новенькую автомашину, он обя¬зан ее зарегистрировать. Регистрируют автомобиль в Государст¬венной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Упражнения. Выбери правильный ответ: Опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах
    - Что означает знак «У» на машине?
    • «Умелый водитель»
    • «Ученик за рулем»
    • «Тихоходное транспортное средство»
    1. Что означает знак «Ш» на машине?
    • «Шипованные шины»
    • «Специальный горный автомобиль»
    • «Перевозка маленьких детей с просьбой не шуметь»
    - Что означает этот знак?
    • «Автобус перевозит группу детей»
    • «Дети» (Поблизости - детское учрежде¬ние)
    • «Детям можно перебегать дорогу поза¬ди этого автобуса»
    - Что означает этот знак?
    • «Водитель должен немедленно вклю¬чить дворники»
    • «Движется автопоезд»
    - Что означает этот знак?
    • «Водителю - 70 лет»
    • «70 км до города»
    • «Ограничение максимальной скорости»

    *Что мы узнали?
    Какие бывают опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.
    *Задание на дом.
    Нарисуй два опознавательных знака и объясни их значения.
    Тема 4. Движение транспорта и пешеходов
    в особых дорожных условиях
    *Начиная изучение темы.
    Транспорт и пешеходы двигаются в любых дорожных условиях. Их движение осложняется в особых дорожных условиях: в дождь, снег, туман. Мы узнаем о том, как себя вести в особых до¬рожных условиях, чтобы себя обезопасить.

    *Проверим домашнее задание.
    Покажи другим детям нарисованные тобой дома опознавательные знаки и расскажи о них.
    Знаешь ли ты, что...
    Особые дорожные условия
    При особых дорожных условиях движение транспорта и пешеходов осложняется, увеличивается риск ДТП.
    Например, при осадках (в дождливую погоду и когда идет снег) ухудшается видимость для водителей: стекло машины недостаточно очищается.


    Да и пешеходы становятся менее внимательными на дороге, обращая внимание больше на погоду... На скользкой и влажной дороге, при гололеде они могут поскользнуться и упасть. Хорошо, если нет близко едущего транспорта!
    Сугробы мешают движению транспортных средств. Снегом покрываются дорожные разметки.
    При тумане уменьшается расстояние, на котором можно ясно увидеть дорожные знаки, а также движущиеся транспортные средства. Увеличивается опасность аварий, дорожно-транспортных происшествий.

    В темное время суток, особенно там, где улицы и дороги не освещаются или освещаются плохо, - недостаточная видимость как для водителей, так и для пешеходов. Поэтому большая вероятность дорожно-транспортных происшествий.
    В сельской местности часто отсутствуют асфальтированные дороги. Особые дорожные условия: неровности, отсутствие дорожных знаков, разметок, указателей приводят к поломке машин, снижению скорости и безопасности движения.
    Вот такие бывают особые дорожные условия


    Упражнения.
    Сравни дорожные условия на двух рисунках. Почему они на¬зываются «особые дорожные условия»?
    Расскажите, какие мероприятия могут снижать риск дорожно- транспортных происшествий при особых дорожных условиях.
    Разъясните «особые дорожные условия».
    Для чего посыпают дороги песком в зимнее время?
    Назовите дорожные знаки, предупреждающие об особых до¬рожных условиях.
    *Что мы узнали?
    Особенности движения транспорта и пешеходов в особых до¬рожных условиях.
    Правильные ответы на вопросы темы 3:
    14. «Ученик за рулем»
    15. «Шипованные шины»
    16. «Дети»
    17. «Движется автопоезд»
    18. «Ограничение скорости» 70 км/ч
    Задание на дом.
    Подготовься рассказать об одной ситуации твоего движения в особых дорожных условиях.
    Тема 5. Дорожные знаки, предупреждающие об опасностях
    *Начиная изучение темы.
    Дорожные знаки - удобное средство организации движения, они используются во всех странах.
    Мы ознакомимся с дорожными знаками для предупреждения об опасностях на дороге. Но сперва...
    *Проверим домашнее задание.
    Расскажи друзьям об одной ситуации твоего движения в особых дорожных условиях.
    Знаешь ли ты, что...
    Большинство предупреждающих знаков треугольной формы: белый фон и красная кайма. Их устанавливают за 50-100 метров (в населенных пунктах) и за 150-300 метров (вне населенных пунк¬тов) до начала опасного участка.
    Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам разобраться в дорожной обстановке, оповещают о приближении к опасному участку дороги, указывают скорость, направления движения и многое другое.



    «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

    Об опасностях на дороге предупреждают следующие знаки:



    «Железнодорожный переезд без шлагбаума»
    Железнодорожный переезд - место повышенной опасности, где следует быть осторожными.

    «Скользкая дорога»

    Для велосипедистов, водителей скутеров и мопедов это пре¬дупреждение очень важно: двухколесный транспорт на скользкой дороге очень неустойчив и может опрокинуться. Помни: на скользком участке дороги безопаснее сойти с велосипеда и преодолеть его пешком.

    «Выброс гравия»

    Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и тому подобного из-под колеса транспортного средства. Пешеходу следует держаться подальше от такого места!
    Участок дороги, на котором съезд на обочину (например, при езде на велосипеде) опасен.

    «Дорожные работы»

    Там, где ведутся дорожные работы, могут быть опасности для пешеходов и водителей.




    Закругление дороги налево.
    На этих участках дороги может быть ограниченная видимость.
    Упражнения.
    Ответьте на вопросы:
    - На каком расстоянии от железнодорожного переезда уста¬навливается предупреждающий знак?
    - Какие опасности для пешехода могут быть в местах, обозначенных знаками «Скользкая дорога» и «Дорожные работы»?
    - Чем опасен поворот дороги для пешехода?
    *Что мы узнали?
    Изображения и значения дорожных знаков, предупреждаю¬щих об опасностях.
    ^Задание на дом.
    Нарисуй «свой» предупреждающий дорожный знак, которого нет в Правилах дорожного движения, и разъясни его значение.
    Тема 6. Дорожно-транспортное происшествие
    *Начиная изучение темы.
    «ДТП». Эти буквы могут означать большие неприятности для водителя, пассажира и пешехода. Те, кто заботится о безопасности дорожного движения, делают все возможное для того, чтобы до¬рожно-транспортных происшествий (аварий) было меньше.
    Какие дорожно-транспортные происшествия бывают - это нужно знать, чтобы их совершалось меньше и не подвергать себя опасности.

    *Проверим домашнее задание.
    Покажи нарисованный тобой «новый» предупреждающий дорожный знак и скажи, на каком месте и для чего можно было бы его установить.
    Знаешь ли ты, что...
    Дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее во время движения транспортного средства по дороге и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы или причинен другой ущерб. Сокращенно - ДТП.
    В 2008 году исполнилось 110 лет, как был составлен первый в мире протокол дорожно-транспортного происшествия. Это случи¬лось 12 февраля 1898 года в Лондоне, где погиб водитель «самодвижущегося экипажа». И с этого документа официально открылся печальный счет жертв ДТП. Еще в 1897 году, также в Лондоне, под колесами «авто» погибла некто Бриджет Дрисколл. Она стала первым пешеходом, пострадавшим от «самодвижущегося экипажа». С тех пор в дорожно-транспортных происшествиях погибло более 20 миллионов человек, среди которых немало детей.
    КАКИЕ БЫВАЮТ ДТП ?
    Столкновение - движущиеся механические транспортные средства сталкиваются друг с другом, или же одно из них врезается в движущийся железнодорожный состав.
    В кинофильмах вы часто видите, как «кувыркаются» автомобили. Это происшествие называется опрокидыванием. Чаще всего оно происходит при резком повороте.
    В кино вы также видели, как автомобиль врезается в столб или дерево - происходит наезд на препятствие.
    Наезд на пешехода. Зачастую в этом виноваты и пешеходы, нарушающие Правила дорожного движения и выскакивающие на проезжую часть дороги, где только захотят.
    Наезд на велосипедиста. Бывает, что и сам велосипедист на¬талкивается на движущееся транспортное средство, получая при этом травму.

    Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
    Наезд на стоящее транспортное средство. Это понятно - один автомобиль припарковался, а другой в него врезался.

    Главная причина дорожно-транспортного происшествия - нарушение Правил одним из участников движения. Нарушителями бывают и взрослые, и дети, и водители, и пешеходы. Какие нарушения совершают пешеходы?
    6. переходят проезжую часть в неположенном месте;
    7. переходят дорогу перед близко идущим транспортом;
    8. выходят на проезжую часть из-за предметов, ограничивающих видимость;
    9. переходят проезжую часть на запрещающий сигнал светофора.

    Какие нарушения совершают водители?
    10. превышают скорость,
    11. нарушают правила обгона,
    12. выезжают на полосу встречного движения,
    13. бывают нетрезвыми,
    14. ездят на неисправном транспортном средстве.
    При ДТП водитель (в том числе и велосипедист), если он причастен к случившемуся, должен:
    немедленно остановить и не трогать с места свое транспортное средство; включить аварийную сигнализацию. Велосипедисту и водите¬лю мопеда следует обозначить место случившегося подручными средствами, поставив их за 15 м до транспортного средства в населенном пункте, не менее чем за 30 м - вне населенного пункта. При ДТП не следует перемещать предметы, имеющие отношение к про¬исшествию.
    Каждый, кто управляет транспортным средством, должен знать: если даже он не виноват в ДТП, ему нельзя уехать или трогать с места транспортное средство;
    следует сообщить в ГИБДД о случившемся, записать фамилии и адреса очевидцев, оказать помощь пострадавшим;
    если при происшествии нет пострадавших людей и ущерб не¬велик, нет споров между причастными к ДТП, то разрешается не вызывать сотрудников ГИБДД, а самим составить схему ДТП и ехать в ГИБДД.
    Упражнения.
    Расположи по значимости дорожные нарушения:
    а) совершае¬мые пешеходами и б) совершаемые водителями.
    *Что мы узнали?
    Основные причины ДТП, совершаемые по причине нарушений ПДД пешеходами и водителями.
    *Задание на дом.
    В чем главная причина дорожно-транспортных происшествий?
    Опиши одну ситуацию ДТП, очевидцем которого ты был.
    Тема 7. Опасные ситуации на транспорте
    *Начиная изучение темы.
    Опасные ситуации могут быть и на транспорте. Они зависят от самого человека и от техники. Мы хотим узнать о них, чтобы обезопасить себя.
    *Проверим домашнее задание.
    Расскажите о причинах дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
    Знаешь ли ты, что...
    Мальчик решил покататься на велосипеде. Уверенно поехал и... Сам не ожидал: свернул на проезжую часть, не успел затормозить и чуть не попал под автомобиль!
    Другим мальчикам нравилось кататься на роликах по тротуару. По неосторожности они столкнулись с пешеходами и ... упали.
    На роликах тоже надо уметь кататься!
    КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ
    Опасные ситуации могут возникнуть, если не соблюдать правила:
    14. Садиться в транспорт и выходить из него следует со сторо¬ны тротуара или обочины и только после его полной остановки.
    14. Внутри автобуса, троллейбуса, трамвая следует держаться за поручни, чтобы не упасть во время движения. Нельзя отвлекать водителя, высовывать руки из окон.
    14. Перед тем как сойти на тротуар, надо посмотреть - нет ли опасности на дороге.
    14. Остановки трамваев бывают посередине проезжей части до¬роги. При выходе из трамвая следует быть осторожными и смотреть, нет ли приближающихся машин.
    14. Если после высадки из транспорта нужно перейти дорогу, следует дойти до ближайшего пешеходного перехода. Если его нет, надо найти место, где дорога хорошо видна в обе стороны, и при отсутствии машин переходить ее.
    6. Обходить автобусы, трамваи, троллейбусы нельзя ни спереди, ни сзади. Водители не видят пешеходов, которые близко обхо¬дят машину. Нужно подождать, когда транспорт отъедет.
    В автомобиле детям нельзя сидеть на коленях у взрослых. При столкновении с другой машиной ребенка может выбросить из окна или придавить телом взрослого.
    До 12 лет ребенок должен находиться в салоне автомобиля только в специальном детском удерживающем устройстве, а с 12 лет должен быть пристегнут ремнем безопасности. Сидеть на пе¬реднем сиденье рядом с водителем опасно.
    Садиться в автомобиль и выходить из него можно только со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки машины.
    Нельзя на ходу открывать дверь.
    У автомобиля двери - с двух сторон. Пользоваться левой дверью (со стороны проезжей части) опасно: можно попасть под проезжающую машину.
    Упражнения.
    Ответьте на вопросы:
    Почему опасно выходить из машины до полной остановки?
    Какая опасность может быть при выходе из трамвая?
    Можно ли обходить транспортное средство?
    СИТУАЦИИ НА ДОРОГЕ И ТРАНСПОРТЕ
    1-я ситуация. Вадиму нужно было перейти улицу и сесть на 56-й автобус. У края дороги стоял грузовик. Вадим торопливо прошёл перед ним и наискосок (прямо к остановке) побежал через дорогу. Тут он вспомнил про светофор и поднял голову: светился желтый «глаз». «Сейчас загорится зеленый, как раз для меня», - на ходу подумал он. Но загорелся красный, и машины понеслись прямо на него. Вадим еле успел добежать до середины дороги. Машины нескончаемым потоком шли впереди и за его спиной. Было страшновато. Он дождался зелёного сигнала и перешёл улицу.
    Варианты ответа:
    1. Для того, чтобы Вадиму перейти улицу, необходимо было обратить внимание на сигналы светофора. Дождаться, когда загорится зеленый сигнал, посмотреть по сторонам, и, убедившись, что транспортные средства пропускают пешеходов, быстро, но спокой¬но под прямым углом перейти проезжую часть.
    2. Вадим был труслив и поэтому не смог перейти быстро дорогу.
    14. я ситуация. «Не сэкономил ни минуты», - огорчался Вадим, стоя на остановке. Недалеко от дороги ребята играли с мячом, и Вадим с удовольствием вспомнил свой красивый гол в ворота 3 «Б».
    Варианты ответа:
    14. Около проезжей части запрещены всякие игры. Играть можно только в специально отведенных местах. Игры на тротуаре запрещены, так как создают помехи движению пешеходов. Кроме этого, играя, всегда можно внезапно оказаться на проезжей части.
    14. На проезжей части можно только играть в футбол, салки, крестики-нолики.
    14. Вадим поступил правильно, т.к. он настоящий футболист.
    14. я ситуация. Автобуса долго не было, и Вадим несколько раз нетерпеливо выскакивал на дорогу. Подошёл долгожданный пять¬десят шестой. Вадим быстро вскочил в переднюю дверь, показал проездной кондуктору и сел на свободное место возле старушки.
    Варианты ответа:
    14. Запрещено выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус. В ожидании автобуса надо стоять на тротуаре подальше от края поребрика, находиться на котором нельзя. Подходить к двери только при полной остановке автобуса.
    14. Вадим поступил правильно, он сел на свободное место.
    14. Чтобы сесть в автобус, Вадим мог поскользнуться и попасть под заднее колесо автобуса.
    14. я ситуация. В автобусе было жарко. Вадим, не спросив со¬седку, открыл окно, высунулся в него и стал смотреть по сторонам. Ему казалось, что автобус едет еле-еле и долго стоит на остановках.
    Варианты ответа:
    1. Для того чтобы открыть окно, необходимо спросить разрешения у соседей. Нельзя высовываться из окон автобуса и выставлять в них какие-либо предметы. В салоне автобуса надо держаться за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.
    10. Нельзя располагаться на ступеньках или вблизи дверей, прислоняться к ним, препятствовать их нормальной работе.
    11. Вероятно, Вадим увидел из окна автобуса зайца или кенгуру.
    Что мы узнали?
    Какие могут быть опасные ситуации на транспорте.
    Задание на дом.
    Опиши (устно или письменно) одну из опасных ситуаций на транспорте.
    Тема 8. Правила поведения при возникновении ЧС на транспорте
    Начиная изучение темы.
    Иногда на транспорте возникают чрезвычайные (необычные) ситуации. Для безопасности нужно знать, как в таких обстоятельст¬вах вести себя.
    Проверим домашнее задание.
    Расскажите об опасных ситуациях на транспорте.
    Знаешь ли ты, что...
    ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ
    При ЧС на транспорте следует:
    - оценить обстановку, сообщить в «Скорую помощь», ГИБДД;
    - при возможности извлечь из автомобиля пострадавших; если это необходимо - оказать первую медицинскую помощь.
    Необычных ситуаций на транспорте бывает много. Они так часто встречаются, что становятся почти обычными.
    Например, когда на остановке приходится долго ждать нужно¬го автобуса, а потом он приходит полный и проходит не остано¬вившись ... Или: протискиваешься в переполненный салон автобу¬са, надеясь хоть как-то доехать до нужной остановки. Кому не знакома такая ситуация?
    Хотя и необычная, но все-таки это еще не чрезвычайная ситуация.
    ЭТО БЫЛО В ПОСЕЛКЕ
    Мороз. В такую погоду даже воробьи не летают, куда-то попрятались. ..
    Вечереет. А ему нужно ехать в город на электричке, Новый год вместе с друзьями встречать. Обязательно ехать.
    Но вот автобуса до железнодорожной станции все нет и нет.
    Почувствовав, что становится еще холоднее, он решил сесть в автобус, который идет в другую сторону - всего лишь одна оста¬новка до конечной, потом он повернется и поедет на станцию.
    Кто бы знал, что будет на конечной остановке!
    Доехав туда, водитель решил (чтобы свободно развернуться) выехать из поселка на открытую местность. И ... автобус там сломался.
    Вот это - настоящая чрезвычайная ситуация на транспорте. Около десяти человек в автобусе, всем нужно ехать на станцию, а автобус стоит неподвижно, продуваемый на сильном морозе, на ветру. И неизвестно, сколько это продолжится!
    К счастью, водителю удалось все исправить и доехать до станции вовремя.
    Ф Бывает и такое:
    Транспортное средство попало в аварию, дорожно- транспортное происшествие. В результате - в автомобиле случился пожар, заклинивание дверей, ушибы и ранения; в электротранспорте - пожар, риск поражения электрическим током, ушибы и ранения.
    Следует знать: какие могут быть последствия, какие меры предосторожности нужно предпринимать в таких и подобных случаях.
    Щ Правила безопасного поведения при ЧС на транспорте:
    1. Не бояться и не растеряться.
    2. Узнать, насколько опасна ситуация.
    3. Обезопасить себя и других.
    4. Вместе с другими людьми или самому устранить причину опасности (из-за чего она возникла).
    5. Исключить нежелательные последствия опасной ситуации.
    Упражнения.
    - Подумайте и поговорите вот о чем: Что значит «чрезвычайная ситуация» на транспорте?
    - Вспомните какие-либо необычные ситуации на транспорте.
    - Все ли необычные ситуации на транспорте опасны для жиз¬ни и здоровья?
    *Что мы узнали?
    О необычных (чрезвычайных) ситуациях на транспорте.
    *Задание на дом.
    Подготовьтесь рассказать о какой-либо необычной ситуации на транспорте, очевидцем которой вы были.
    Тема 9. Детский дорожно-транспортный травматизм. Оказание первой медицинской помощи
    *Начиная изучение темы.
    В дорожно-транспортных происшествиях повреждения получают не только взрослые, но и дети. Нужно знать, как избежать этих повреждений и как помочь пострадавшему в случае ДТП.
    *Проверим домашнее задание.
    Расскажи об одной необычной ситуации на транспорте.
    Знаешь ли ты, что...
    ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ
    (ДДТТ)
    ДДТТ означает, что дети получают различные травмы в до¬рожно-транспортных происшествиях.
    В 2009 году в Республике Татарстан произошло 505 дорожно- транспортных происшествий с участием детей, в них погибло 22 ребенка, ранено 515 детей! Это так много!
    Различные травмы дети получают и по своей вине, когда на¬рушают правила дорожного движения и попадают в опасные си¬туации.
    Как помочь пострадавшим в ДТП людям? Ты не медик и не спасатель, и никогда не задумывался, что делать в таких ситуациях.
    Если при ДТП пострадали люди, а рядом нет взрослых, которые могли бы помочь, прежде всего, вызови «Скорую помощь» по телефону «03», милицию по «02» и если нужно - спасателей и пожар¬ных по «01». Сообщив об аварии, попробуй помочь пострадавшим.
    Особенно часто в ДТП попадают пешеходы в возрасте от 7 до 14 лет. Причина - незнание правил дорожного движения, невнимательность, неправильная оценка своих возможностей.
    Для того, чтобы уменьшить количество ДДТТ, проводятся различные мероприятия.
    Например, многие изучают ПДД в школе, занимаются в круж¬ках «ЮИД» (Юные инспекторы движения). ЮИД - это такая ко¬манда, которая сама хорошо знает и разъясняет другим детям пра¬вила дорожного движения. Татарстанские юидовцы успешно участвуют во Всероссийских конкурсах «Безопасное колесо» и занимают всегда призовые места. Они выигрывают и на международных европейских конкурсах. Многие также с интересом занимаются картингом, посещают занятия в ДЮАШ (детско-юношеских автомобильных школах).

    Упражнения.
    Ответьте на вопросы:
    - Какие причины дорожно-транспортных травм вы можете назвать?
    - Как можно помочь ребенку, пострадавшему в ДТП?
    *Что мы узнали?
    О детском дорожно-транспортном травматизме и оказании первой медицинской помощи.
    *Задание на дом.
    Подготовьтесь рассказать о способах оказания первой меди¬цинской помощи. Для этого используйте книги, рекомендованные учителем.
    Тема 10. Ответственность за нарушение правил дорожного движения
    *Начиная изучение темы.
    За нарушения Правил участниками дорожного движения пре¬дусмотрены определенные меры, которые мы изучим.
    *Проверим домашнее задание.
    Расскажите о способах оказания первой медицинской помощи детям при ДТП.
    Знаешь ли ты, что... ВО ЧТО ЭТО ОБОЙДЕТСЯ РОДИТЕЛЯМ?
    Если нарушил ПДД:
    1. Велосипедист, водитель мопеда, возчик, пешеход или пас¬сажир транспортного средства - предупреждение или штраф 100 рублей.
    2. Пассажир или другой участник дорожного движения (за ис¬ключением водителя транспортного средства) создал помехи в движении транспортных средств - штраф 300 рублей.
    3. Пешеход или пассажир причинил легкий или средней тяже¬сти вред здоровью человека - штраф в размере от 1 тысячи до 1 ты¬сячи 500 рублей.
    Управление мотоциклом или перевозка на мотоцикле пасса¬жиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах - штраф 500 рублей.
    При малозначительных нарушениях работник ГИБДД вправе освободить нарушителя от штрафа и ограничиться устным замечанием.
    | За вред дорожному движению, причиненный лицом, не дос¬тигшим 14 лет, отвечают его родители. С 14 лет ущерб возмещают сами виновные, а если у них нет достаточных для этого доходов или имущества, то вред возмещают родители.
    ♦ .. .Трактор повредил асфальтированную дорогу.
    Мальчики испортили светофор.
    Кто-то оставил бревно на дороге и создал помеху движению - за такие нарушения - штраф 1500 руб.
    Упражнения.
    Ответьте на вопросы.
    | Какова ответственность за нарушение ПДД:
    - пешехода и пассажира;
    - велосипедиста и водителя мопеда;
    - их же, если они создали помехи дорожному движению?
    *Что мы узнали?
    Ответственность за нарушение правил дорожного движения: - пешеходом, - пассажиром, - велосипедистом и водителем мопеда.
    *Задание на дом.
    Подготовьте рассказ о том, когда могут наложить штраф пе¬шеходу.
    Тема 11. Работа государственной инспекции безопасности дорожного движения
    *Начиная изучение темы.
    В дорожном движении участвуют не только пешеходы, водители транспортных средств, пассажиры, но и те, кто регулирует дорожное движение - сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
    Мы хотим больше узнать о работе ГИБДД, о том, как должны действовать сотрудники дорожно-патрульной службы на месте дорожно- транспортного происшествия.
    *Проверим домашнее задание.
    Расскажите о ситуациях наложения штрафа пешеходу сотруд¬никами ГИБДД за нарушение Правил дорожного движения.
    Знаешь ли ты, что...
    Дорожное движение - поле повышенной опасности. Поэтому государство должно его регулировать. Такая работа возложена на ГИБДД.
    |Г – Государственная
    – И- инспекция
    Б - безопасности
    Д - дорожного
    Д - движения.
    Обеспечением безопасности дорожного движения занимаются также:
    РГУ БДД - Республиканское государственное учреждение безопасности дорожного движения.
    АНО БДД - Автономная некоммерческая организация безопасности дорожного движения.
    Основная задача ГИБДД - сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения.
    Инспектор ГИБДД занимается инспектированием (проверкой) безопасности дорожного движения. Его работа нужна людям.
    Пешеходы и водители транспортных средств чаще всего встречаются с сотрудниками дорожно-патрульной службы (ДПС),
    регулировщиками. ДПС - это подразделение ГИБДД, которое забо¬тится о безопасности дорожного движения на определенном участке. Дорожно-патрульная служба: Д - дорожно- ! I - патрульная | - С- служба
    • регулирует дорожное движение;
    • организует безопасное движение машин и пешеходов;
    • охраняет общественный порядок, предотвращает преступления на улицах и дорогах;
    • разыскивает похищенные транспортные средства, а также водителей, которые скрылись с мест дорожно- транспортных происшествий;
    • осуществляет неотложные действия и организует помощь пострадавшим на месте ДТП;
    • выявляет причины случившихся ДТП и информирует население о них;
    • контролирует состояние улиц и дорог.
    ДПС патрулирует на автомобилях, мотоциклах, вертолетах и пешком; несет службу на постах; сопровождает транспортные средства. Работа ДПС может вестись открыто (на специальных автомобилях), скрыто (на обычных автомобилях) или смешанным способом (используя как специальные, так и обычные автомобили).
    Служба «Дорожная инспекция и организация движения»:
    Д – Дорожная
    И – инспекция

    О| - организация Д - движения Служба ДИиОД:
    • проверяет состояние дорог и улиц;
    • выявляет места, где особенно часто случаются дорожно- транспортные происшествия; транспортные и пешеходные потоки, не мешают ли они друг другу;
    • предупреждает об опасностях на улицах и дорогах;
    • устанавливает дорожные знаки и светофоры;
    • заботится о ровности и освещенности дорог;
    • устанавливает, с какой скоростью могут ехать машины на различных участках дорог.
    Упражнения.
    1. Разъясните слова:
    ГИБДД, ДПС, ДИиОД, АНО БДД, РГУ БДД.
    2. Выберите правильный ответ.
    Как должен поступить водитель, когда видит инспектора ГИБДД:
    а) остановить автомобиль; б) нарушить какое-либо правило; в) быть особенно дисциплинированным и внимательным.
    Для чего существует ДПС:
    а) для проверки безопасности дорожного движения
    б) для обеспечения безопасности дорожного движения;
    в) для обеспече¬ния водителей запасными частями машин.
    *Что мы узнали?
    О работе Государственной инспекции безопасности дорожно¬го движения (ГИБДД), дорожно-патрульной службы (ДПС), служ¬бы дорожной инспекции и организации движения (ДИиОД).
    *Задание на дом.
    Подготовьте рассказ (устно или письменно) о работе ГИБДД.
    Категория: Мои статьи | Добавил: Камалиева (30.12.2011)
    Просмотров: 3101 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Реклама

    Погода

    Войти
    Календарь

    Сегодня день рождения пользователя:

    ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

    Наш опрос

    Как Вам наша школа?

    Всего ответов: 539

    Статистика