КЛАССИЦИЗМ.ИСТОРИЯ. УРОКИ.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII — начала XIX века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе К. формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние К. на художественную жизнь Европы XVII—XVIII веков было широким и долговременным, а в архитектуре продолжалось и в XIX веке.

К. как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности в К.: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

Писатели и художники часто обращаются к образам античных мифов, скульпторы облачают современного деятеля в античные одежды (см. пейзаж Пуссена, а также скульптуру Козловского, на которой изображен Суворов)

К достиг pacцвета во Франции в XVII столетии в драматургии (Корнель, Расин, Мольер), в полип (Лафонтен), в живописи (Пуссен), в архитектуре. В конце XVII века Буало (в поэме «Поэтическое искусство», 1674) создал развернутую эстетическую теорию К., оказавшую (огромное воздействие на формирование К и в других с гранах

Столкновение личных интересов и гражданского долга лежит в основе французской кдассицистической трагeдuu, достигшей идейных и художественных высот в творчестве Корнеля и Расина. Персонажи Корнеля (Cm, Горации, Цинна) - мужественные, суровые люди, движимые долгом, целиком подчиняющие себя служению государственным интересам Изображая в своих героях противоречивые душевные движения, Корнель и Расин сделали выдающиеся открытия в сфере изображения внутреннего мира человека Проникнутая пафосом исследования человеческой души, трагедия заключала минимум внешнего действия, легко укладывалась в знаменитые правила «трех единств» -- времени, места и действия

По правилам эстетики К. , строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия (наряду с одой, эпопеей) относилась к «высоким жанрам» и должна была разрабатывать особенно важные общественные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отражать только возвышенные, героические стороны жизни «Высоким жанрам» противостояли «низкие» комедия, басня, сатира и др, призванные отражать современную действительность В жанре басни прославился во Франции Лафонтен, а в комедии - Мольер

В XVIII веке, пронизанный передовыми идеями Просвещения (см), К проникнут страстной критикой порядков феодального мира, защитой естественных нрав человека, свободолюбивыми мотивами. Егo отличает также большое внимание к национальным историческим сюжетам Крупнейшими представителями просвет июльскою К. являются Вольтер во Франции, Гете и Шиллер (в 90-е годы) в Германии

Русский К. зародится во второй четверти XVIII века, в творчестве А Д Кантемира, В К Тредиаковского о, М В Ломоносова, и достиг развития во второй половине столетия, в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. M. Хераскова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Г. Р. Державина. В нем представлены все важнейшие жанры от оды и эпопеи т. о басни и комедии Замечательным комедиографом был Д. И. Фонвизин, автор знаменитых сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль» Русская классицистическая трагедия проявила горячий интерес к национальной истории («Дмитрии Самозванец» Сумарокова, «Вадим» Княжнина и др )

Однако более значительный след в истории русской культуры К оставил в области и изобразительного искусства, выдвинув таких замечательных мастеров, как М. Козловский в скульптуре, А. Лосенко - в живописи. Во многих старых русских городах сохранились памятники архитектуры К. (например, Адмиралтейство в Ленинградe, архитектор А. Д. Захаров, (1806 - 1823 годы). В лучших из них монументальность сочетается с благородной простотой форм, ясностью линии

В конце XVIII начале XIX века К. как в России, так и во всей Европе переживает кризис Он все более теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругy условностей. В это время К. подвергается острой критике, особенно со стороны романтиков. В ходе ожесточенной литературной борьбы нередко произносились односторонние, исторически неверные оценки К. В пылу полемики возник термин «ложноклассицизм» (которым пользовался В. Г. Белинский) Разумеется, ничего «ложного» в К. не было - появление его и расцвет отвечали насущным задачам времени, а лучшие его творения прочно вошли в сокровищницу мировой культуры.

Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985