РОМАНТИЗМ.ИСТОРИЯ. УРОКИ.

РОМАНТИЗМ. 1 Художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США К более поздним эпохам термин Р, применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX века. Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального исторического развития. Вместе с тем Р. обладает некоторыми устойчивыми общими чертами. В этой обобщающей характеристике Р. можно выделить:

а) историческую почву, на которой возникает Р , б) особенности метода, в) характер героя

а) Общей исторической почвой, на которой возникает европейский Р., явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности Главными событиями русской истории начала XIX века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившие круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков Но при всей самобытности и оригинальности русского Р. развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий- политические и социальные идеи декабристов преемственно связаны с основными принципами, выдвинутыми французской революцией. При общей тенденции отрицания окружающего мира Р не составлял единства социально-политических взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени были резко несхожими — от революционных (точнее, бунтарских) до консервативных и реакционных. Это часто дает основание делить Р. на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный и т п Правильнее, однако, говорить о прогрессивности или реакционности не самого метода Р , а социальных, философских или политических взглядов писателя, учитывая, что художественное творчество такого, например, романтического поэта, как В А. Жуковский, гораздо шире и богаче его политических и религиозных убеждений.

б) Особый интерес к личности, характер ее отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (внебуржуазного, антибуржуазного) - с другой, в литературе Р. определяют и своеобразие ее художественного метода. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в Р. накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и др., важны лишь для раскрытия особенностей личности, к оторая интересует автора. Так, например, история Тамары в поэме «Демон» подчинена главной задаче — воссоздать «дух беспокойный» — дух Демона, передать в космических образах трагедию современного человека и, наконец, отношение самого поэта к реальной действительности,

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить

в) Литература Р. выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются друт ие. Поэтому он всегда поставлен выше окружающих («..я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня — слишком подлы»,— говорит Арбенин в драме М. Лермонтова «Странный человек»). Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в лирике («На севере диком стоит одиноко ..» Г. Гейне, «Дубовый листок оторвался от ветки родимой ..» М. Лермонтова). Одиноки герои Лермонтова, герои восточных поэм Байрона. Одиноки даже герои-бунтари: Каин у Байрона, Конрад Валленрод у Мицкевича. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Герои Р беспокойны, страстны, неукротимы. «Я рожден с душою кипучею, как лава»,— восклицает Арбенин в «Маскараде» Лермонтова. «Ненавистно томление покоя» герою Байрона; «это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самое себя»,— писал о байроновском герое В. Белинский. Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко воссоздана поэтами-декабристами — представителями первого этапа русского Р (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Кюхельбекер). Героическое начало по-разному проявляется в литературе и искусстве Р. и может выражать пафос народной борьбы (см. Метод художественный и иллюстрацию на с 80). Р. составил целую эпоху в истории мировой литературы.

Повышенный интерес к личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров,— в ряде стран именно эпоха Р. выдвинула великих национальных поэтов (во Франции — Гюго, в Польше — Мицкевич, в Англии — Байрон, в Германии — Гейне), одновременно углубление романтиков в человеческое «я» во многом подготовило психологический реализм XIX века. Крупным открытием Р. явился историзм. Если вся жизнь предстала перед романтиками в движении, в борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого. Родился исторический роман (Скотт, Гюго, Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно передать колорит эпохи, как национальный, так и географический (см. Местный колорит). Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а также произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное искусство своего народа, романтики привлекали внимание к художественным сокровищам других народов, подчеркивая неповторимые черты каждой культуры. Эпоха Р. отмечена расцветом художественного перевода (в России блестящим пропагандистом не только западноевропейской, но и восточной поэзии явился Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой классицизма, романтики провозгласили право каждого поэта на многообразие художественных форм, созданных всеми народами. Р. не исчезает со сцены сразу же с утверждением критического реализма. Например, во Франции такие знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93-й год», созданы спустя много лет после завершения творческого пути реалистов Стендаля и Бальзака. В России романтические поэмы Лермонтова, лирика Тютчева создавались тогда, когда литература уже заявила о себе значительными успехами реализма Но судьба Р. и на этом не завершилась Спустя многие десятилетия, в других исторических условиях, писатели нередко вновь обращались к романтическим средствам художественного изображения Так, молодой Горький, создавая одновременно и реалистические и романтические рассказы, именно в романтических произведениях полнее всего выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустройству общества (образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песня о Буревестнике»). Романтическая традиция по-разному трансформируется в творчестве А. Блока, в творчестве ряда советских писателей, например Александра Грина.

Однако в XX веке Р. уже не составляет цельного художественного направления. Речь идет только о чертах Р. в творчестве отдельных писателей. А во многих случаях — в применении к современной литературе — правильнее говорить не о Р., а о романтике (см.).

2 В более широком смысле о Р. часто говорят как об особом типе творчества (наряду с реализмом), характеризующемся особенным значением, которое в нем имеет субъективная позиция писателя, тяготеющего не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, в самых различных формах проявляющемся в историческом развитии литературы.